Сибирские огни № 07 - 1971
когда и напишу...» («Сибирские огни», 1969, № 7, стр. 168). Первые песни («Гитара», «Курган», «Песня рыбака») были созданы Уткиным в 1926 г. Новый этап освоения этого сложного лиро-эпического жанра знаменуют 30-е го ди («Народная песня», «Азорская песня», «Песня о пастушке», «Сибирские песни» и др.). Мы не найдем в этих песнях сложной метафоричности, прихотливой вязи эпите тов и сравнений. Уткин верен своим твор ческим установкам, о которых он говорил еще в начале 20-х годов: никаких «труля- ля», обязательный сюжет, простота и яс ность стихотворного текста, точная рифма, внутренняя мелодичность, ритмическая и звуковая инструментовка поэтического сло ва. Вот, к примеру, «Народная песня»: «Ну-ка, двери отвори: Кто стоит там у двери?» — «Это нищий, Аннушка». «Дай краюху старику Да ступай-ка на реку: Как там стонет, Будто тонет?» — «Это лебедь, Аннушка». «Ну, так выйди за плетень: Почему такая тень?!» — «Это ружья, Аннушка». «Ну, так выйди за ворота. Расспроси, какая рота: Кто? Какого, мол, полка? Не хотят ли молока?» — «Не пойду я. Аннушка! Это белые идут, Это красного ведут, Это... муж твой, Аннушка...» В своей творческой практике Уткин ис ходил из довольно стройной и доказатель ной теоретической системы взглядов на поэ зию вообще и на песню в частности. Ин тересна в этом плане статья поэта «Где формализм и что такое формализм» (1936). Приведем лишь некоторые ее положения, претворенные в поэтической работе самого автора и раскрывающие особенности его лирики. «Презирают не форму, а чувства поэ та. Французские декаденты, делая вид, что они презирают примитивность Беранже, на самом деле ненавидели демократ ичност ь чувст в гениального поэта» (везде подчерк нуто мною.— В. К.). Отталкиваясь от этого очень важного, но сделанного как бы попутно, мимоходом замечания, Уткин говорит, что «представ ление о форме У поэта складывается на основании его представления о р о л и и л и це поэт а в общ ест ве», и приходит к выводу, что творческий метод «французского Пар наса» (Бодлер, Готье, Верлен), как и рус ского декаданса, есть «метод индивидуа лизма», не совпадающего «в чувствах с окружающим миром». «Советский поэт,— продолжает Уткин,— наоборот, н е с в о б о д е н от я зы к а п ер еж и ва ний о к р уж а ю щ е го м и р а и пот ому н е с в о б о д е н от ф о р м ы вы р аж ен и я этих чувст в. Лексика—это среда. И на скрещении твор ческой индивидуальности поэта и лексики окружающей среды возникает метод совет ского поэта.., Именно поэтому... мы и называем о сн о вн ы м и п р и зн а к а м и совет ской п о э зи и н ародност ь, м ассовост ь, доступност ь кото рые исчерпывающе включают в себя и по нятие формы...» Этими-то качествами как раз и обладали лучшие произведения Иосифа Уткина. «Демократичность чувств», за отраже ние которых в советской лирике ратовал по эт, предполагала не только их естествен ную широту и диалектичность, но и глуби ну их поэтического постижения. Небезус пешными были попытки Уткина вторгнуть ся в «личную» жизнь и быт, в интимные чувства и устремления героев на новом, со циалистическом этапе их общественного развития («Песенка», «Почта», «Откровен ность», «Разлука», «Сердце» и др.). Одной из главных эстетических установок поэта в 30-х годах была его ориентация на лири ку, которая бы нравственно очищала и воз вышала человека. «Лирика—это не фор ма маленького стиха и темы, это —этиче ский жанр стиха»,—писал Уткин, понимая под этикой «норму отношения личного и об щественного», «взаимоотношений поэта и действительности». Основными же крите риями нравственности Уткин считал искрен ность, правдивость, человечность. Этими ценными душевными качествами и обладает его лирический герой, образ которого психо логически углубляется, потому что поэт про являет теперь повышенный интерес и внима ние к изображению, как он иронически гово рит, «такой захолустной глуши, как провин ция бедного тела или темная область души». Недюжинный талант Уткина в 30-е го ды ярче всего раскрылся в любовной лири ке, отвоевавшей себе к тому времени до вольно прочные позиции и права в нашей поэзии. Творческое кредо, основная посыл ка уткинской художественной концепции любви как вечного и животворного двига теля жизни заключены в таких строках: Все великое свершилось Для любви, а не для злобы. («Т е л е ф о н » ) Но реальная жизнь сложна и противо речива. Люди «не придумали еще рецепта против неудавшейся любви», и это светлое, святое чувство не всегда приносит человеку только радость, а нередко выливается и в драматические коллизии, в острые столкно вения и душевные конфликты: «И усталые, полуживые, зубы стиснувши и губы сжав, мы с тобой стоим, как часовые двух на- строжившихся держав» («Посвящение», 1935); «Мы с тобою, если разобраться (по просту и честно говоря), не способные про рваться на соединение моря» («Семейная хроника», 1935). Мягкий и добрый по складу своей души человек, поэт становится беспсщаден, ког да видит, что любовь опошляется, «омеща нивается»; гневная ирония его в таких слу чаях переходит в бичующий сарказм. Та ковы были «Стихи красивой женщине»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2