Сибирские огни № 07 - 1971

которых преобладают радужные, яркие кра­ ски, тонко чувствуемые лирическим героем, в поэме, действительно, резко контрастирует с тем, что делается внизу, на земле, в мещан­ ском «курятнике» захолустного городка. Не потому ли герой поэмы так любит «в хоро­ шую звездь» забраться на крышу и плевать оттуда «на весь божий пошленький уездный мир»?.. Душевно крепкому и здоровому, «с детства —романтику», которому «судьба шубы совсем не скроила», ему невыносимо обывательское болото душного мирка тетки, имеющей «пару мясницких бульонных щек, ну, и мясное дело» и желающей посвятить своего племянника «господу и торговле». Подросток смело рвет связывающие его пу­ ты, предпочитая жизнь беспризорника, по- лулюмпена, пока революция не делает из «джентльмена» более или менее сознатель­ ного своего бойца. Если, как было замечено критикой 20-х годов, превращение рыжего Мотэле в комис­ сара Блоха не достаточно убедительно, то путь в революцию героя «Милого детства», путь тернистый и противоречивый, как раз и раскрывает нам сложный п р о ц есс рожде­ ния нового человека, хотя юному герою поэ­ мы еще шагать и шагать до комиссара Бло­ ха. Уткин в «Милом детстве», по сути, вы­ ковывает то недостающее связующее звено, которое объясняет, как из безымянных Мо­ тэле вырастали сознательные бойцы револю­ ции, подобные комиссару Блоху... Кульминационными пунктами поэмы, дви­ жущими ее сюжет, являются эпизоды, за­ канчивающиеся трагически для тех персона­ жей, которые олицетворяют собой старый, уходящий в небытие мир. Убийства в поэ­ ме —не поэтизация крови, не разгул анар­ хистских страстей, как казалось некоторым критикам, а необходимое художественное претворение характерных форм, железной логики классовой борьбы. Борьбы —снача­ ла неосознанной, стихийной, бунтарской (смерть тетки), затем—сознательной, рево­ люционной (убийство губернатора и губер­ наторши) и, наконец, борьбы за светлые ре­ волюционные идеалы гуманистического бес­ корыстия, з а ч е л о веч еск о е в ч е л о век е. Гибель Кости, опустившегося до мародерства, от руки бывшего товарища представляется за­ кономерной карательной акцией революции по отношению к человеку, не сумевшему очиститься от скверны буржуазного «курят­ ника». «Мы все, похожие в борьбе, едины жут­ ким прошлым нашим»,— писал Уткин в пер­ вой редакции стихотворения «Октябрь». Ге­ рой поэмы до дна испивает святую горечь борьбы, расстреливая в лице Кости это свое «жуткое», «милое» прошлое: Детство мое! Мой расстрелянный мир! Милое детство?! А рядом... Я оглянулся: Стоит командир. Мой командир отряда. <М ой командир отряда»... Герой поэмы сделал окончательный выбор в этой жизни и в этом мире. ...В 1928 году Уткин вместе с А. Жаровым, и А. Безыменским совершил заграничную поездку —в Чехословакию, Австрию, Ита­ лию и Францию. Десять дней провели поэты., у А. М. Горького в Сорренто. В письме к Сергееву-Ценскому Горький писал: «Сейчас у меня живут три поэта: Уткин, Жаров, Бе­ зыменский. Талантливы. Особенно — первый. Этот —далеко пойдет» (Собр. соч. в тридца­ ти томах, т. 30, М., 1955, с. 72). Мы уже имели возможность убедиться, сколь благожелательно было отношение к Уткину А. В. Луначарского. В. Маяковский, резко критиковавший отдельные стихи Ут­ кина («Атака», «Курган» и др.), всегда от­ мечал его поэтические удачи, тепло отзы­ вался о «Повести о рыжем Мотэле». К со­ жалению, по-иному отнеслась к творчеству поэта рапповская критика конца 20-х годов, задавшая тогда тон в литературе. Дело да­ же не столько в упрощенном толковании не­ которыми критиками характера уткинской поэзии («поэт пролетарского романса»), сколько в непонимании и извращении с вульгарно-социологических позиций сущ н о ­ сти и диалект ики о б р а з а главного лириче­ ского героя Уткина. А диалектика эта за­ ключалась прежде всего в том, что герой поэта, будучи детищем своей эпохи, шагая, «в ногу с тревожным веком», в чем-то и об­ гонял свое время, приближаясь к тому гар­ моничному «прекрасному человеку», «какие будут только впереди». Справедливости ради надо сказать, что Уткин и сам давал повод для нападок рап­ повской критики. Недвусмысленно и остро декларируя свои эстетические установки и цели, поэт не всгда умел найти им адекват­ ное худ ож ест вен н о е, образное выражение. «Лирические формулы», конденсирующие главную мысль поэта, и трактовались обычно вкривь и вкось теоретиками вульгарно-со­ циологического толка. И вот стоит поэту за­ явить: Как рад я, Что к мирным равнинам Так выдержанно пронес И мужество гражданина. И лирику женских волос,— как в этой «формуле», выражающей двуеди­ ную сущность уткинской поэзии —ее граж­ данственность и человечность, критикам ви­ дится восхваление мещанского покоя и «по­ мадной идиллии приказчиков». И уж, конеч­ но, настоящая крамола усматривается там, где поэт славит мирный день родины, «июнь благополучный», когда «усталые герои от­ дыхают на щитах». Счастлив я И беззаботен! Но и счастье, И покой Я, ей-богу, заработал Этой раненой рукой. («Н о ч н о й р у ч е й » ) Мне за былую муку Покой теперь хорош.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2