Сибирские огни № 07 - 1971
Как же взрастить к жизни такого ново го, гармонично развитого духовно и физи чески, «прекрасного человека»? Над этой сложнейшей проблемой социалистического гуманизма постоянно и трепетно бьется пыт ливая поэтическая мысль Уткина. В рецен зии на «Первую книгу стихов» А. В. Луна чарский так определил идейно-художест венную суть творчества поэта того времени: «Уткин высоко ценит боевое прошлое и во обще боевой дух революционного строи тельства, но вместе с тем он чувствует... что мы должны стать менее косматыми, что наше время, с одной стороны, позволя ет, с другой—даже требует известную гиб кость, известную музыкальность, известную чуткость строя нашего сознания. Уткинская поэзия есть музыка перестройки наших ин струментов с боевого лада на культурный» («Комсомольская правда», 1927, 20 февра ля). Как подлинный гуманист, поэт-лирик ви дит нового человека прежде всего полно стью духовно раскрепощенным, совершенно свободным в проявлении всех своих естест венных, природных чувств и чаяний. В стихи Уткина прочно входит многообъемлющий и многозначный поэтический образ «нежности», символизирующий сложнейшую гамму са мых красивых и благородных человеческих качеств, выработанных нравственным опы том жизни народа. Нам, Прошедшим зной и снежность, Нам, Вдыхавшим пыль и дым,— Нам нужны Друзья и нежность Много больше, чем другим. («П е с н я») С поэтическим образом «н ж ости» часто «сопрягается» в стихах другой образ — «снежность», символизирующий прошлое с его жертвами и утратами. Эти образы не всегда противостоят друг другу: былое, пе режитое рассматривается поэтом, скорее, как один из побудительных мотивов для ут верждения сегодняшней мягкой и гармо ничной «нежности» в человеке, в отноше ниях между людьми. «Нас годы научили мудро смотреть в поток до глубины»,— заявляет лирический герой поэта, однако его «мудрость» чужда мещанской «рассудочности». Ведь «моло дость и нежность никогда не возвратятся», и важно, чтобы жизнь не миновала нас «гордой незнакомкой». Поэтому человек, по знавший «плоть и кровь», жаждет теперь «счастливой любви», призывает к бодрости и оптимизму: Пусть волна Поднимет лапу. Пусть волна По веслам стукнет — Не смеяться н не плакать,— Песню, Мужество И руки!.. ( « П е с н я б о д р о с т и » ) Духовная и физическая красота челове ка («и даже нежность тела») должны быть, по Уткину, направлены «для единственного дела» — «На костер ее! Чтоб лучше осве- щалася свобода» («Стихи красивой жен щине»), Вместе с тем, поэт сознает всю сложность перестройки человека на новый лад: «Бубновое небо, бубновое. Но звезд не достать и с горы. Идеи-то, видишь ли, но вые, да люди уж очень стары!» («Волосы»), Неустроенность развороченного револю цией быта («уйма блох и тараканов в на шем строящемся доме»), косность и пред рассудки оживившегося в годы нэпа ме щанства, прямые и опасные рецидивы бур жуазной идеологии и морали, житейские трудности и неудачи, с которыми новый, иду щий в жизнь «прекрасный человек» сталки вался на каждом шагу,— все это не могло не угнетать Уткина и других комсомольских поэ тов, ведущих большое лирическое наступле ние на противника прежде всего в области чувств и быта. Оптимистическое приятие жизни, порожденное грандиозными успеха ми революции, разумеется, было главным чувством, владевшим поэтами в то время: Трудная и голубая, Посмотри, Страна плывет во мгле... Надо жить. Трудясь и рассыпая Жемчуг смеха По большой земле. («С ом н е н ь е») Однако было рано еще выкидывать из «трюма» поэтических забот и волнений «грусть и мудрое сомненье». Кое-кто из по этов (к примеру, Н. Асеев) переоценил воз можности и силы поднявшего голову нэпма на, и в поэзию начали проникать упадочни ческие настроения тоски, сомнения в конеч ном торжестве революции. В стихах Утки на той поры мещанину противопоставлена личность активная, волевая, оптимистиче ски взирающая на будущее, человек, стре мящийся и в эти «жестокие и нужные года» быть «простым и настоящим, какие будут только впереди». В 1926 году Уткин задумал поэтическую трилогию, где намеревался показать путь своего ровесника к революции и «настоя щей жизни» (так предполагалось назвать произведение). К 1929 году автору удалось написать лишь первую часть трилогии —о детстве героя. В 1932—1933 гг. к ней была добавлена глава о гражданской войне к эпилог, в котором поэт размышлял о со временности. Так появилась поэма «Милое детство» (1926—1933). В письме к А. М. Горькому от 3 октября 1928 г. Уткин писал, что он стремится а своем произведении показать «силу о р га н и ческ о й чистоты ч ел о век а , так сказать, врожденную совесть», хочет «привести из ночлежки человека в революцию» и «осо бенно поэтому» старается показать «влия ние природы на человека». «Голубое, хорошее небо», «многомиллион ная люстра» звезд; солнце, зажигающее со сульки, заставляющее звенеть «стеклянные груды», вовсю разливающее «желтки по сне говому фарфору»,—картины природы, в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2