Сибирские огни № 07 - 1971
«Балладе о мечах и хлебе» обращался к те ме интернационального единения и единства классовых интересов людей труда. Славя свою «особую землю», ее людей, что «раз под осень» «спустили любоваться шахтой» короля и «весь наследный дом», поэт с гор достью говорит о боевом революционном опыте нашего народа-первопроходца и строи теля новой жизни: За синим морем — короли. Туман еще за синим морем. И к нам приходят корабли Учиться расправляться с горем. Привет1 Мы рады научить Для нужных битв мечи точить! Несмотря на отдельные творческие сры вы и ошибки, уже в 1924—1925 гг. Уткин вплотную подходит к своим главным поэти ческим темам, обретает собственный ориги нальный стиль поэтического письма. Его ли рика начинает в полный голос, свободно и раскованно говорить о всей амплитуде че ловеческих чувств и переживаний — не толь ко о борьбе («Поход», «Октябрь»), но и о доброте, нежности, доверительности, мягко сти взаимоотношений между людьми («Кан целяристка», «Гостеприимство», «Закат»), о необходимости спокойных и «мудрых раз думий», чтобы человек полюбил «нашу грусть, и радость, и борьбу» («Песня о пес не»), В стремлении слить в неразрывное це лое гражданский, боевой дух поэтической музы, не остывшей еще от угара граждан ской войны, с теплой, трепетной и мягкой человечностью — пафос многих стихов Ут кина той поры, выраженный в емкой про граммной «лирической формуле» стихотво рения «Свидание» (1926): И может быть, в годы железа И я быть железным сумел, Чтоб в лад боевой марсельезы Мне девичий голос гремел.. Оригинальность уткинского дарования, направленность его идейно-художественных поисков были хорошо поняты и оценены А. В. Луначарским. «С одной стороны,—пи сал А. В. Луначарский,—Уткин твердый и ясный революционер. Революцию Уткин не просто знает, не просто пережил, а она стала именно такой идейно-эмоциональной средой, в которой принимают другую форму, обла гораживаются, ставятся на свое место... любые темы. Но, кроме этого, Уткину при сущ чрезвычайно мягкий гуманизм, пол ный любовного отношения к людям. Эта любовь не сентиментальна. Она горяча и убедительна. Она совершенно легко сочета ется с мужеством революционера и порою даже с необходимой для революционера же стокостью. Ведь настоящий, подлинный рево люционер и самое жестокое, разрушитель ное дело делает, в конце концов, во имя любви. Но там, где обе эти ноты —созна ние революционного долга, заключающего ся в служении перестройке на высших на чалах всей человеческой жизни, и сердеч ная нежность —соединяются в один ак корд, получается особенно очаровательная музыка. Она и слышится в строфах Утки на. Я почти не знаю этого юношу, но для меня ясно, что указанная выше настроен ность его стихотворений не случайна, не празднична, что она получается от об щей настроенности всего его сознания, всей его психической жизни, которую поэтому-то я и называю поэтической» (А. В. Луначар ский. Собрание сочинений в восьми томах, т. 2. М., «Худ. лит.», 1964, с. 318—319). Стихи Уткина конца 1924—1925 годов публиковались в московских журналах «Прожектор», «Смена», «Огонек». Но, ко нечно же, замыслы их, отдельные образы, строфы, детали рождались у него в Си бири, ибо, как говорил сам Уткин, «худо жественные корни — нет сомнения — у про винциала родятся в провинции». Молодой поэт-сибиряк, по комсомольской путевке поступивший в 1924 году в Московский ин ститут журналистики, приехал в столицу не с пустыми руками. Он привез сюда поэму «Якуты» и готовые главы «Повести о рыжем Мотэле...», произведения, явившегося пои стине удивительным всплеском рано созрев шего художественного таланта. О том, как вызревал у поэта замысел «Повести», как рождались ее первые стро фы, строки, главки, интересно рассказал в своих воспоминаниях «Ветер юности» това рищ Уткина по ИЛХО поэт Василий Том ский: «Помню, однажды он (Уткин,— В. К.) задумался над бело-черными гравюрами Валлотона. Долго размышлял, и заключил: «Это же как стихи: лаконизм, ничего лиш него и все есть, что необходимо. Вот у та ких художников и поэтов кое-чему можно научиться». Я перекинул ему старый искусствовед ческий журнал с репродукциями картин Марка Шагала: « А вот выразительность другого рода». И снова Иосиф долго рас сматривал эти репродукции, как-то пренебре жительно отбросил почти все и задумался над реалистичным изображением косых ви тебских домишек с подслеповатыми окош ками, с нищенским бельишком, развешан ным на просушку, и прочими подробностя ми скудного еврейского быта. — И вот ведь,—задумчиво сказал он,— веками так и жили эти люди, да что там «жили»,—сколько и теперь еще так живет... Но знаете, Том, что тут, по-моему, глав ное? То, что эти люди не столько живут, сколько сопротивляются жизни, а теперь в борьбу вступают, они же душой-то все за революцию, то есть за лучшую жизнь. И ведь большинство из них не потеряли жиз нелюбия, как Шолом Алейхем с его усмеш кой... И тут перешли к Саше Черному. Листая его томик, Иосиф усмехался, расхохотался над строками «царь Соломон сидел под ки парисом и ел индюшку с рисом», задумы вался над многими стихами, говорил, что он находит в них что-то созвучное и кособо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2