Сибирские огни № 07 - 1971
Хорошо б Дремануть немножко! Хорошо б Курнуть с пути! И двойную собачью ножку Закосневшей рукой скрутил. Ценой своей жизни («его папаху искром сало шестнадцать пуль») платит герой за совершенный им подвиг. Но даже тут ав тор дает понять, что гибели этой могло и не быть: просто партизан «попал с размаху (ночь запутала) — на патруль». Иными сло вами, автор и здесь как бы «развенчивает» своего героя: ведь свой боевой подвиг он,— останься в живых,— принял бы за самое обычное партизанское «дело», сделанное, правда, основательно, по-крестьянски, как необходимая и трудная работ а... Стилевые искания начала 20-х годов со четались у Уткина со стремлением расши рить тематический диапазон стихов; в этом отношении работа в газете давала ему раз нообразный и благодатный жизненный мате риал. Примечательным и многообещающим было обращение поэта к теме рабочего клас са («Столярьи думы», «Рабочий в церкви»); в феврале 1924 года в коллективном сборни ке илховцев «Ильичу» появилось стихотво рение Уткина «21 января 1924 года»— один из первых в советской литературе поэтиче ских откликов на смерть В. И. Ленина: И, как будто бы в сердце ранен, Содрогаяся до основ. Зарыдал хор рабочих окраин. Надрывая глотки гудков. И пошли с похоронным стоном, И от стонов кривился рот. Но читал я на красных знаменах, Что Ильич никогда не умрет. Но видал я, как стены дрожали, Услыхавши клятвенный клич. И, я знаю, в Колонном зале Эту клятву слыхал Ильич. Стихи И. Уткина — не только прямой от клик на смерть вождя, утверждение ленин ского бессмертия. Здесь л и ч н о е чувст во поэ та неразрывно сплавлено с чувствами, пере живаемыми всем р а б о ч и м классом молодой Советской республики. Это рано проявив шееся в поэзии Уткина к л а с с о в о е чутье, ч у в ст во с в о е г о к л а с с а , на службу которому он открыто и сознательно ставит свое творче ство, четкая социальная нацеленность стиха открывали перед комсомольским поэтом про стор для создания произведений широкого патриотического и интернационального зву чания. В стихотворении «Ходя», также посвящен ном Ильичу, «великому человеку», что «в одну неделю мандаринам головы отсек», Ут кин впервые обратился к теме интернацио нальной солидарности угнетенных народов. А наиболее отчетливо прозвучала эта тема в лирико-публицистическом триптихе «Счет» (1924). Мотивы утверждения классовой со лидарности с «портовым Джоном», пишу щим вместе с героем поэта «исторический счет» сильным мира сего («мы предъявим министрам из наганов свинцовый счет»), убеждение, что не зарубежный рабочий «при ходил наши села жечь»,—все это находит свое естественное выражение в чувствах родства и дружбы «под единым знаменем идей» со всеми угнетенными и униженными людьми труда в этом мире («Сунгарийский друг»). О быстро возрастающем художественном мастерстве Уткина в то время можно судить по стихотворению «Налет» (1924). Здесь предельно выразительные, экспрессивные об разы, рисующие стихию разбушевавшихся, необузданных сил природы («буран косма тым кулаком мотал и ежил ели») сразу же рождают у читателя ощущение надвигаю щейся человеческой трагедии («и псом ис пуганным в снегу корежилась деревня»). И вот появляются каратели: «обезумевший вдрызг, всю ночь казачий конный взвод ды рявил шкуры изб». Тонкий тематический па раллелизм, густота красок, которые как бы накладываются одна на другую, подчерки вают глубину разыгравшейся социальной драмы (« р о зо в е в ш е е » на восходе небо, « б а г р о в ы й лед» у проруби и — деревня, шатаю щаяся «на дыбе д ы м н о го огня»). Образы столь плотно примыкают друг к другу, что- создается впечатление перенасыщенности, избытка их в стихотворении. Однако тра гедийный накал развернувшейся схватки двух миров требовал для своего художест венного воплощения, пожалуй, именно таких образных средств, где не оставалось места оттенкам и полутонам. И не случайно в сти хах того времени Уткин обращался к тем эпизодам гражданской войны, в которых классовая борьба проявляется в наиболее острых своих, трагических формах. Я люблю пережитые были В зимний вечер близким рассказать...- Далеко, в заснеженной Сибири, И меня ждала старуха мать. И ходила часто до порогу (Это знаю только я один) Посмотреть на белую дорогу. Не идет ли к ней бродяга-сын. Так начинается стихотворение Уткина «Рассказ солдата» (1924). А буквально за не сколько месяцев до этого С. Есенин писал в своем «Письме матери» («Красная новь», 1924, № 3, апрель-май): Пишут мне, что ты, тая тревогу. Загрустила шибко обо мне. Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне. Перекличка между стихами очевидна. Уткин сознательно реминисцирует знамени тое есенинское стихотворение, в точности воспроизводя ритмико-интонационный его рисунок. С. Есенин, как и А. Блок, был одним любимейших поэтов Уткина. Но очень уж не похожи были их биографии, да и идейно творческие установки в то время,— вряд ли это нужно доказывать. И стихотворение Ут кина от начала и до конца внутренне поле мично по отношению к стихотворению С. Есе нина. Единственное, что их связывает,— это образ матери, ждущей «бродягу-сына», об раз, который вечно живет в сердце челове ка. «И м ен я ж д а л а старуха мать»,—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2