Сибирские огни № 07 - 1971
В версту — розмашь битюга, Бег сильней, сильней! Смерть — парижская Яга, Лондонский Кащей. Сродни богатырю и уткинский Микула —у него на «мозолистой грязной ладони горо шиной пляшет земля». Однако в облике Микулы, победно шествующего «к порогу Вселенного храма, к молочной реке», гораз до яснее проступают реальные, подлинно че ловеческие — мужицкие, крестьянские —чер ты: На щеках и солнце, и ветры, и стужи, Без счету морщины на лбу. Такой несуразный, такой неуклюжий Уздает судьбу. Так уживаются в поэтике раннего Утки на, образуя сложный и противоречивый сплав, возвышенная романтика, героический пафос первых лет революции и — библей ская мифология; былинная-образность, фоль клорная атрибутика и— более или менее реа листическое изображение отдельных черт че ловеческой личности, разбуженной к борьбе и созиданию революцией. Эклектизм стиля, поиски своего поэтиче ского «почерка» становятся особенно зри мыми рядом со стихотворной публицисти кой, которой поэт отдал немало времени и сил в газете «Власть труда». Короткие об личительные частушки под ежедневной руб рикой «Маленький фельетон», подписанные кратко, не без юмора — «Утя», прямые аги тационные стихи на злобу дня и «по пово ду» — будь то городской «туберкулезный трехдневник», борьба с беспризорностью («Детям улицы») или начало недели укреп ления воздушного флота («Мятежные — вы ше», «Маем в небо», «Красные орлы»), на конец, прозаические статьи и заметки на всевозможные темы,— все это, в каждом от дельном случае, требовало новых способов выражения мысли и чувства и, в конечном счете, помогало начинающему писателю об рести собственную манеру письма, синтези ровать свой художественный стиль, найти свое «лицо». Впрочем, и в этот, начальный, период творчества были написаны стихи, в которых явственно различимы собственные, «уткин- ские» мотивы и интонации, прорывается на ружу неподдельная эмоциональная взвол нованность поэта, его забота и боль; Такозо стихотворение о матери, потерявшей сына и теперь качающей колыбель «сиротливого птенца»: К раю крошечная лесенка Через тающую тьму. Ты поешь ей те же песенки. Что певала ты ему. («Мать») Как можно заметить, контраст со стиха ми «былинного» плана здесь довольно рази телен, что лишний раз свидетельствует о не- прекращающихся, настойчивых стилевых по исках поэта в то время. Настоящие поэтические удачи ожидали Уткина только на путях упорного и глубоко го постижения внутреннего мира живого, реального человека. Для поэта было также чрезвычайно важно выплеснуть в стихи свои чувства и впечатления, свой личный граж данский, боевой и нравственный опыт непо средственного участника гражданской вой ны. Это придавало лирическим произведени ям не только субъективную эмоциональнун окрашенность, но и подлинность художе ственного «документа» времени. Такую поэ тическую задачу Уткину удалось решить в стихотворении «Письмо», где издавна зани мавшая русскую литературу тема женской любви и верности, женского душевного бла городства (вспомним Ярославну из «Слова о полку Игореве») приобрела актуальное, современное (для тех лет) звучание, хотя о революции и гражданской войне тут пря мо и не говорилось. В другом стихотворении 1923 года — «Партизан» — поэт делает первую попытку создания реалистического образа рядового бойца революции. Герой стихотворения —та кой же «незатейливый» «серый», «несураз ный» и «неуклюжий» мужик, как и герои уже цитированных стихов. Но, в отличие от них, этот партизан совершенно лишен какого бы то ни было романтического ореола. А от пашни не больше году, И тогда никто не ждал, Он сказал отцу: «За слободу Хочь умру...» — И коня оседлал. Революцию герой Уткина принимает про сто и естественно, как дело свое кровное, выношенное и выпестованное в душе, как т руд, тяжелый, упорный и необходимый, ко торым всегда был жив человек земли: Вот сейчас — шестьдесят отчёкал. Если нужно — Не слезет сто. Весь продрог. Отморозил щеки, Отморозил — И хоть бы што! Его самоотверженность граничит с аске тизмом, и эта-то суровая, ставшая обыден ной, мужественность, повседневный и вроде бы неприметный героизм роднит его с героя ми романтическими: И теперь, не моргнувши глазом, Полетит даже против скал. Он за год Уж четыре раза Перевязку в крови таскал. Поэт намеренно снижает прорывающийся наружу пафос, и восторженная, «романти ческая» интонация, только что наметившая ся, уступает место интонации сугубо «про заической», бытовой. Чисто человеческое, житейское, обыденное берет верх в герое Уткина,—и мы снова видим перед собой простого мужика во всей естественности, не притязательности, «первозданности» его на туры:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2