Сибирские огни № 07 - 1971
КВЖД. Вскоре после его рождения семья переехала в Иркутск. Здесь Уткин блестя ще окончил трехгодичную школу, а из че тырехклассного «высшеначального» учили ща его, по собственному признанию, выгна ли «за плохое поведение и вольномыслие, по совместительству»1. С этого времени нача лась «почти блатная биография» подростка, вынужденного работать «где придется», что бы поддержать семью, брошенную отцом. Революция круто изменила жизнь Утки на. В декабре 1919 года он вместе со стар шим братом Александром, через год погиб шим, вступает в рабочую дружину и уча ствует в восстании против колчаковцев, а в мае 1920 года в составе добровольческой комсомольской группы отправляется на Дальневосточный фронт. «В армии,— вспо минал позднее поэт,— я был на разной ра боте — полевым информатором, трижды — военком маршевых рот, военком армей ского конского запаса и ремонтных мастер ских...» После гражданской войны Уткин с 1922 г. работает репортером иркутской губернской партийной газеты «Власть труда». «В это время,— писал он позднее в «Автобиогра фии»,— я уже печатался, как поэт, в сибир ской прессе»2. Политическое размежевание в писатель ской среде начала 20-х годов приводило к быстрой смене одних литературных группи ровок другими. В Иркутске разношерстная, в основном — эстетская, декадентская, «Бар ка поэтов» уступила место кружку «проле тарского молодняка» при журнале «Красные зори» — ИЛХО (Иркутское литературно-ху дожественное объединение), куда, кроме Уткина, входили комсомольские поэты Д. Ал- таузен, М. Скуратов, В. Томский, И. Молча нов, А. Вечерний, В. Друзин и др. ИЛХО возникло «как прямое отрицание своего предшественника» и поставило целью «прак тическое овладение старыми формами» и «критическое освоение богатого прошлого» («Красные зори», 1923, № 4, с. 120; № 5, с. 148). Стихи Иосифа Уткина 1922—1923 гг., как и стихи других молодых иркутских поэтов- комсомольцев, были попыткой художествен но, средствами поэзии реализовать дух и ■букву программы ИЛХО. Непосредствен ный участник гражданской войны, боевой журналист губернской партийной газеты, Иосиф Уткин, естественно, в первую очередь стремится поэтически осмыслить дела и свершения революционных лет, воспеть ря дового бойца революции, олицетворяющего ■поднявшийся на борьбу народ. Однако но вое содержание плохо укладывалось в тра диционные «старые» формы. За свойствен ным ранним стихам Уткина монументализ- мом и гиперболизмом поэтических образов, призванных выразить новое жизнеощуще ние лирического героя, совершившего вели кую революцию и устремленного в грандиоз 1 ЦГАЛИ , фонд Уткина, № 1711. г Там же. Не опубликована. ное будущее, часто терялся живой, земной и реальный, человек. Абстракция, в лучшем случае —символ бойца революции, видится в былинных героях-богатырях поэта. При знавая, что «строитель солнечных миров» — в действительности человек «незатейливый и серый», автор, вместе с тем, спешит набро сить на него возвышенный романтический флер («на лбу искрятся пять углов, в дале ком взоре —буря веры») и, в конце концов, приходит в обрисовке героя к самой настоя щей иконописи: Ты за спиной не видишь крыл? За серым — сердца голубого?! Он, как апостол, для другого Свое все личное забыл. ( « К р а с н о а р м е е ц » ) Мы знаем, что Александр Блок (один из любимых поэтов И. Уткина) в поэме «Две надцать» поставил Исуса Христа впереди красногвардейцев и тем самым как бы бла гословил их на святое дело революции. Иосиф Уткин прямо и недвусмысленно на делил своего героя библейскими чертами. Очевидно, что, кроме известного подража ния Уткина Блоку, обоих поэтов объединя ло здесь и единое для того времени ощуще ние святости, возвышенности, вселенской масштабности революции, восприятие ее уча стников как носителей высшей правды и справедливости. Есенинский «новый сея тель», «красного восстания апостол» у И. Молчанова — подобными абстракт ными образами многие писатели пытались выразить тогда свое отношение к рево люции. Широко использует Уткин в своих сти хах мотивы и образы устного народного творчества,—традиционные формы русского былинного эпоса вообще относятся илхов- цами к тем «старым» художественным фор мам, которыми нужно «практически овла деть» и которые следует «критически ос воить». Стихотворение «Красноармеец» заканчи валось уверенной декларацией автора о том, что его герою «торжествующие дети... возд вигнут монумент»,— И слава, светлостью жива, В сердцах народа не остынет. Он будет сказочный Добрыня, Он будет сказочный Бова. Фольклорная стихия дает о себе знать еще сильнее в стихотворениях «Микула» и «Богатырь». Вот, так сказать, «внешний портрет» уткинского богатыря: Спрутом в землю — борода. Клином в небо — шлем. На мизинец — город, два. На ладошку —семь. Мудрено, разумется, узнать в этой гипер болической былинной фигуре сколько-нибудь реального человека, тем более — бойца ре волюции и гражданской войны, а ведь речь идет именно о нем,— в этом убеждаешься, когда поэт называет врагов своего героя:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2