Сибирские огни № 07 - 1971
К Р И Т И К А И БИ БЛ И О ГР АФ И Я В. КОРЖЕВ „ В н о г у с т р е в о ж н ы м веновн...“ (Иосиф Уткин) В самом разгаре большой войны, в глу боком тылу, в деревне, на непритязатель ной школьной сцене две маленьких хрупких девчушки поют песню про мальчишку, кото рого «шлепнули в Иркутске», а «ему семнад цать лет всего»... Мало кто из слушателей знает автора текста песни, большинство уве рено, что тут все «в натуре»: «слова и музы ка народные». Зеленому первоклашке пылкое воображение живо рисует картины расправы японской «микады» над юным бойцом-рево- дюционером, что «погиб, судьбу приемля, как подобает молодым: лицом вперед, обнявши землю, которой мы не отдадим!». Слова пес ни прочно западают в память и сердце —и потом еще не раз зазвучат в душе, когда школьник побежит к чучелу врага и будет беспощадно «колоть» его штыком своей де ревянной винтовки — непременного атрибута школьной программы тех суровых военных лет... Потом, лет через шесть-семь, в небога той сельской библиотеке школьник найдет небольшой томик стихов и неожиданно об наружит, что «Комсомольскую песню», ко торую давно считают народной, написал поэт Иосиф Уткин и что партизанская песня «Маруся, Маруся, зеленые очи, родная си бирская кровь!» написана тем же автором... Многие строки и строфы из этой книжки за помнятся подростку на всю жизнь. Позд нее, уже студентом, он, конечно, другими гла зами посмотрит на поэта, стихи которого будут перечитывать. С годами будут ме няться и уточняться оценки, отношение к тем или иным стихам, но неизменным оста нется одно—уважение и любовь к творче ству одареннейшего лирика из плеяды ком сомольских поэтов 20—30-х годов... Не знаю, кто —как, но я именно так от крывал для себя поэта Иосифа Уткина. Что же является главным и определяю щим в его поэзии, по-прежнему глубоко вол нующей моих современников, как она ког да-то волновала сверстников поэта?.. Исчерпывающе ответить на этот вопрос не просто. Тут необходимо будет сказать о теплом и проникновенном лиризме стихов Уткина, о мягкой —то веселой, то груст ной —человечности, о предельной его иск ренности и доверительности, обнажающей сокровенные струны душевного мира поэта, и еще о многом-многом другом, что выделя ло его своеобразный голос в советской поэ зии 20—30-х годов. С точки же зрения идей ной, думается, три основных, кардинальных слагаемых, претворенные художественно, обусловили пафос и направление уткинско- го творчества — советский патриотизм, про летарский интернационализм, социалистиче ский гуманизм. Поэт был современником и непосредственным участником двух вели чайших социально-исторических катаклиз мов, потрясших мир в первой половине на шего века,— Великой Октябрьской социали стической революции и Великой Отечествен ной войны. Они-то и явились временными границами его творчества и до последних дней жизни были темой, страстью, болью и вдохновением поэта. Иосиф Уткин был, на конец, свидетелем военного коммунизма, нэ па, победной поступи первых пятилеток и других событий 20—30-х годов. Он видел, как в горниле жестоких классовых боев, в борьбе за социалистическое переустройство родины рождался, закалялся и рос новый советский человек. Это также не могло оста вить поэта равнодушным и тоже достаточно полно и глубоко отразилось в его творчестве. Короче говоря, время, в которое он жил, оставило неизгладимый след на стихах поэ та, но и он оставил «именную» печать свое го таланта на нашей поэзии, литературе и, значит, в какой-то мере и на самой жизни, на самом Времени. Ибо художник и вре мя —нерасторжимы... Иосиф Павлович Уткин родился 1.4 мая 1903 года в Хингане в семье служащего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2