Сибирские огни № 07 - 1971
Эффектным мизансценам на восточный лад, пылким тирадам постановщик спектак ля А. Малышев предпочел подчеркнуто ре алистические краски. ...Сейчас состоится обряд помолвки. Их ждут. А паренек и девушка на конях умчались в степь. Появляются они после бешеной скачки, счастливые, взбудоражен ные, еще не знающие поцелуя. Акъегет и Зубаржат затевают игру, в которой пока только задор молодости и азарт. Но невзна чай встретились их руки, губы, и зазвенело натянутой струной чувство. Овеществляя их любовь, звучит в оркестре мелодия, стано вясь впоследствии лейтмотивом спектакля. Не суждено сбыться счастью влюблен ных. По древним обычаям выносят им две чаши —молодожены должны выпить их до дна. Неожиданно упала из рук Зубаржат ее чаша и —кверху дном! «К несчастью!» — пронеслось в толпе. И не успел стихнуть ро пот, как появился гонец —вестник дурной молвы: в бою погиб старший брат Акъ- егета... А это значило, что теперь Акъегет дол жен жениться на вдове брата. Так повеле вали законы предков, злые, жестокие зако ны. Так повелевали хранители этих зако нов —аксакалы. С женщиной, вдвое его старшей, живет отныне Акъегет. За двенадцатилетнего мальчишку отдана Зубаржат. Не примири лись со злой участью влюбленные, продол жают встречаться вопреки воле аксакалов. В дальнее селение хочет услать Зубаржат ее свекровь, и тогда впервые в жизни рож дается у девушки протест: — Сбегу, свекровь! И хоть на четвереньках, а вернусь! Онемела от изумления старая же щина, гневом захлебнулись аксакалы: — Гляди-ка, в разговор вступает баба! На пастырей овца решилась блеять. Робкая, внезапно выпрямляется Зубар жат, четко и строго, по праву человека, которому уже нечего терять, она говорит: — Коль я овца, свалите и зарежьте, А мучить и овцу возбранено! Внезапная тьма от начавшегося, лунного затмения разъединяет всех — и разъярен ных старцев и влюбленных. Но молодые лю ди верят, что — И во тьме сердца стучат, как прежде. По стуку их найдем друг друга. И они действительно находят друг дру га, а, соединившись, уже ничего не боят ся. Ведь они —«два лезвия кинжала од ного». Но не могут примириться блюстители древних обычаев с победой молодых. Во всех несчастьях —засухе, гибели ско та —готовы они обвинить отступников от веры предков. Связанных Акъегета и Зубаржат выгоня ют в степь. Неумолимый голос несется им вслед: В четыре стороны пошлите конных. Чтобы они людей везде предупреждали, Что изгнанные хуже прокаженных — Кто приютит их, тот погибнет сам! В момент, когда влюбленные готовы тронуться в последний скорбный путь, в воздухе вдруг проносится все та же радост ная и тоскующая мелодия любви. Услышав ее, гордо вскинули головы юноша и де вушка. — Честное слово,—рассказывает По- пенко,—в эту минуту мы с исполнителем роли Акъегета не чувствуем гнета, трагизма финала Чувство, которое нас охватывает, близко к восторгу, и, как нам часто гово рят, нечто подобное испытывают и зрите ли. Не может быть счастливее финала, чем радость победы над рабскими обычаями. Стройной тополинкой, вздрагивая на каждом шагу, победительницей покидает Зубаржат становище рабов. Вслед за люби мым может она повторить- Рабы, рабы от мала до велика Обычаев, придуманных самими, Благополучья, трусости, страстей... Радостно сознавать, что крепнущий та лант Попенко уже сегодня доставляет зри телям много волнующих минут.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2