Сибирские огни № 07 - 1971
может принадлежать тебе, как вещь»,— убеждает второе «я» Нюры. Борьба этих двух начал сегодня перестала быть у Попен- ко такой шумной и яростной. Но стала глубже, больнее. В Нюре побеждает новый человек, вос питанный нашим обществом, нашей мо ралью. Когда на прежних спектаклях Нгора- Попенко, отказавшись от традиционного по целуя жениха и невесты, с воплем броса лась прочь от любимого—«Иди!», зрители разражались аплодисментами, аплодировали легко и радостно. Теперь реакция зала ста ла сдержаннее, но определенности от этого не убавилось. Просто, когда перед то бой разворачивается тонкая душевная драма, хочется думать, а не колотить в ладоши. Проходили и проходят студенческие дис путы, встречи. О Нюре спорят. «Это же нор ма поведения советского человека»,—гово рят одни. «Это нравственный подвиг»,— возражают другие. Пусть повнимательнее приглядятся зри тели к новой Нюре-Попенко, пусть увидят, как глубока ее любовь к Михаилу, как не выразимо тяжела для нее потеря любимого, единственного, одного на всю жизнь, и они поймут —сколько же нужно самоотвержен ности, чувства человеческой дружбы, това рищества, чувства, близкого к материнской любви, чтобы, не стыдясь никого, сказать смело, решительно —«Иди!». Вот если уви деть все это непредвзятым взглядом, почув ствовать сердцем, то не возникнет сомнений, обычен ли поступок Нюры. Продолжая бережно растить дорогой об раз, Попенко играла много других, более или менее интересных ролей. Здесь была веселая и строгая, очень цельная Ирина в лаврентьевской пьесе «Чти отца своего», бы ла разбитная Настя в «Повители» А. Ивано ва, потом Инга в «Вызове богам» А. Делен- дика — роль девушки, прозревающей в сво их воззрениях на окружающий мир на по роге смерти. Роли, подобные Инге, актриса считает не то чтобы своей удачей, но, скорее, сту пенькой к ролям большого дыхания, эски зом к будущим ролям-откровениям. «Роли-эскизы»... Это выражение мне при ходилось слышать от людей, близко знав ших одного из корифеев «Красного факела» С. Д. Иловайского. Именно так он предла гал поступать актеру, получившему роль, не очень значительную по драматургическо му материалу. Меня радует не просто тер минологическое совпадение, но самый смысл — играть роли с постоянной перспек тивой на большее. Такую задачу ставит лишь будущий мастер. Сегодня Попенко играет «роль-повторе ние». В танцевальном ритме, с широким применением пантомимических приемов строит она небольшой эпизод —выход На сти в «Повители». Отшлифованная игра с шалью, эффектные повороты (посмотрите, мол, какова я), несколько плясовых движе ний — все это средства раскрытия образа и в то же время урок, чтобы не забыть школу Равенских. А вот Инна в «Традиционном сборе* В. Розова. Кто она такая? Маленький заб лудший человечек, порхающий по жизни? Можно и так воспринять эту роль. Но как бесконечно далека такая трактовка от меч ты актрисы о сильном характере современ ницы. И вот Попенко ищет и находит воз можность выстроить роль, исходя из опти мистического взгляда на будущее Инны. Познав в свои 18 лет жизнь в ее самом пошлом проявлении, Инна готова махнуть рукой на всех и на себя —пусть все катится, как придется! Неожиданная любовь Тимо фея воскрешает в девчонке веру в челове ческую чистоту. — Я пригреюсь возле тебя и уйду,—го ворит она, сжавшись в комочек под неожи данной лаской друга. —1А я буду опять ждать,— решительно' заявляет Тимофей. — Тимка, какой же ты хороший! Произносит эти слова Попенко совсем" просто, без интонаций, с расстановкой. Но в глазах, в позе читаешь —человек за ново открыл для себя мир. Была роль Ксаны Боташовой, молодого? журналиста в дурашливой комедии «Звонок, в пустую квартиру» Д. Угрюмова. Призыв* Ксаны к мошенникам и кляузникам хоть раэ в жизни совершить благородное дело —по мочь тихой доброй старушке сохранить от расхищения ценнейшую библиотеку, ее квартиру —находит неожиданный отклик в их зачерствелых сердцах. Как убедить зри телей, что подобная перестройка их созна ния возможна — тем более, что происходит она прямо на глазах у всех в считанные минуты сценического времени . Сложность роли Ксаны заключалась в ее сугубой «положительности»: попробуй быть заразительной среди актеров, играю щих роли мошенников, где что ни образ — то яркий комедийный персонаж! И все же Попенко добилась успеха. Она поступила так: стала внимательно пригля дываться к партнерам, стараясь распознать лучшее вот в этой распоясавшейся кляузни це, в околотеатральном «жучке», в легко мысленной и взбалмошной опереточной при мадонне. Процесс раскрытия в людях их истинного начала оказался настолько увлекательным, что Попенко с удовольст вием повторяла его вновь и вновь. На каж дой репетиции, а потом и на спектаклях она находила в своих подопечных что-то новое. Сама не заметила, как стала заразительной. Активное действование в образе, внимание и сосредоточенность стали залогом успеха актрисы. В этом был новый вклад в копил ку сценического мастерства. Бывает же так, что среди ролей разно образных, порой очень интересных появится одна, ничем вроде не примечательная, но именно эту роль актриса назовет любимой. Для Попенко вслед за Нюрсй такой ролью стала Зубаржат в пьесе Мустая Карима «В ночь лунного затмения».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2