Сибирские огни № 07 - 1971

яснить уход Попеико из театра им. Пуш­ кина? Вопрос не праздный. Работы было у ар­ тистки много. Но таково уж свойство теат­ ра Равенских, что в нем можно и по году и по два работать над спектаклем, который в итоге по различным соображениям не выхо­ дил на зрителей. С этой спецификой нужно было либо мириться, либо не принимать, а значит —уходить. Попенко захотелось на­ играться досыта, и она ушла. И теперь вот перед ней — «Красный фа­ кела Из всех периферийных коллективов он произвел на актрису самое хорошее впечат­ ление. «Милого лжеца» Д. Килти в исполне­ нии Е. Агароновой и Н. Михайлова Попенко смотрела месяц спустя после прославленно­ го мхатовского спектакля. И тем не менее получила огромное удовольствие. Ощущение крепкого, слаженного ансамблевого театра оставили и такие спектакли, как «Палата», «Яков Богомолов», «Лиса и виноград»... В работу включилась легко и радостно. В небольшой роли Наташи в спектакле «Совесть» по роману Д. Павловой режиссер предложил Попенко исполнить несколько па современного танца —всего маленький штрих к роли. Но актриса репетировала так старательно, так много вложила в этот та­ нец содержания, что из служебного он пре­ вратился в яркое пластическое выражение сущности характера Наташи. Стремясь до­ казать свое превосходство в глазах мужа над соперницей, Наташа-Попенко вклады­ вала в извивающиеся движения твиста все свое представление о «шикарной» жизни, с предельной полнотой выявляла себя в «танце победительницы». Было ясно без слов — до чего же она ограничена, эта ме­ щаночка, это сварливая, самовлюбленная женщина! Разрыв между Мартьяновым и Наташей после этой сцены представал как логично вытекающий поступок. Роль Наташи неожиданно для исполни­ тельницы оказалась путевкой на другую, ко­ торой суждено было стать одной из самых любимых ролей актрисы. Однажды, проходя по репетиционному залу, где Попенко в который раз повторя­ ла свой танец, режиссер А. Никитин вдруг заинтересовался: «Кто это?» — Наша новая актриса,—отвечал сопро­ вождавший гостя главный режиссер «Фа­ кела» К. Чернядев.—Очень трудолюбивая и настойчивая. — И пластически грамотная,— добавил А. Никитин, большой поклонник мейерхоль- довских принципов в искусстве. Так Попенко получила роль Нюры в пьесе В. Розова «В день свадьбы». Теперь, когда число спектаклей приблизилось к 150, когда на зрительских конференциях, студен­ ческих диспутах Нюра в исполнении Попен­ ко единодушно признана, назначение это никого не удивляет. Но тогда казалось не­ объяснимым — почему молодая актриса с мягкими манерами и внешней привлекатель­ ностью должна играть роль суховатой двад- патишестилетней Нюры, которую в день свадьбы оставляет жених? Я был на премьере. Помню, какой стра­ стной, порывистой получилась Нюра у По­ пенко. Она вся растворялась в любви к Михаилу, глаз с него не сводила. Яростно, исступленно билась за любимого, когда узнала правду —другую он полюбил, дру­ гую любит, а не ее. Мечущейся, неистово страдающей после добровольного отказа от жениха-мужа оставалась Нюра-Попенко и в финальной сцене. Хорошо играла она Ню- ру на премьере, ярко, темпераментно, но... но только теперь она играет вернее, глубже. Я пришел на 140-й спектакль. Долго готовит Розов выход своей герои­ ни, обстоятельно. Мы узнали всю расстанов­ ку сил, познакомились с Нюриным братом, отцом, женихом, приятелем жениха, а Ню­ ры все нет. Узнали мы, с каким необыкно­ венным размахом готовится свадьба, и по­ дивились спокойствию, если не сказать боль­ ше—равнедушию, будущего мужа в канун женитьбы. Наконец появляется она, долгожданная, и —разочаровывает. Разморенная на жаре от долгих хождений по магазинам, она про­ шла устало мимо Михаила — и не взгляну­ ла в его сторону. Не села, а плюхнулась по-бабьи на траву, скинула туфли и блажен­ но улыбнулась, вытянув натруженные ноги. Только тут вдруг раскрылась перед нами — сколько же счастья принесла с собой Нюра, как отрадна ей вот эта усталость, эти хло­ поты о свадьбе, о своей судьбе, потому что прежде она только то и делала, что бегала, устраивая чужие дела, дела профкома. Да­ же то, что она не смотрит на Михаила, но спиной, всем существом чувствует его спо­ койную позу, даже это окрашено у Попенко блаженством. Неяркое пламя поздней люб­ ви разгорелось сильно, жарко, заполонило ее всю. Вот когда видишь разницу между влюбленностью, которую несла Нюра-По­ пенко на премьере, и сильной зрелой лю­ бовью сегодняшнего спектакля. Велико от­ личие краснофакельской Нюры и от испол­ нительницы этой роли в кино—рационали­ стичной, хотя и технически оснащенной Ла­ рисы Малеванной. Сильное чувство сильного человека не подвержено мелким уколам, оно отметает прочь недоверие, подозрительность. Вот по­ чему так долго не видит истины Нюра, вот почему, когда узнала,—не поверила. Неожи­ данно радостно рассмеялась Нюра-Попенко рассказу Василия о детстве любимого, о цельности и благородстве его натуры — ведь только хорошее способна она воспри­ нять, когда дело касается Михаила. Но пришлось поверить очевидному. И вновь, как на премьере, запылал багро­ вым отсветом горизонт —это видны споло­ хи разгоревшегося на берегу Волги костра. Вновь на этом зловещем фоне заметалась одинокая фигура оскорбленной девушки. Два начала, два человека борются в Нюре. «Мой Михаил, мой!» —кричит в ней веко­ вечное, бабье. «Человек свободен, он не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2