Сибирские огни № 07 - 1971
яснить уход Попеико из театра им. Пуш кина? Вопрос не праздный. Работы было у ар тистки много. Но таково уж свойство теат ра Равенских, что в нем можно и по году и по два работать над спектаклем, который в итоге по различным соображениям не выхо дил на зрителей. С этой спецификой нужно было либо мириться, либо не принимать, а значит —уходить. Попенко захотелось на играться досыта, и она ушла. И теперь вот перед ней — «Красный фа кела Из всех периферийных коллективов он произвел на актрису самое хорошее впечат ление. «Милого лжеца» Д. Килти в исполне нии Е. Агароновой и Н. Михайлова Попенко смотрела месяц спустя после прославленно го мхатовского спектакля. И тем не менее получила огромное удовольствие. Ощущение крепкого, слаженного ансамблевого театра оставили и такие спектакли, как «Палата», «Яков Богомолов», «Лиса и виноград»... В работу включилась легко и радостно. В небольшой роли Наташи в спектакле «Совесть» по роману Д. Павловой режиссер предложил Попенко исполнить несколько па современного танца —всего маленький штрих к роли. Но актриса репетировала так старательно, так много вложила в этот та нец содержания, что из служебного он пре вратился в яркое пластическое выражение сущности характера Наташи. Стремясь до казать свое превосходство в глазах мужа над соперницей, Наташа-Попенко вклады вала в извивающиеся движения твиста все свое представление о «шикарной» жизни, с предельной полнотой выявляла себя в «танце победительницы». Было ясно без слов — до чего же она ограничена, эта ме щаночка, это сварливая, самовлюбленная женщина! Разрыв между Мартьяновым и Наташей после этой сцены представал как логично вытекающий поступок. Роль Наташи неожиданно для исполни тельницы оказалась путевкой на другую, ко торой суждено было стать одной из самых любимых ролей актрисы. Однажды, проходя по репетиционному залу, где Попенко в который раз повторя ла свой танец, режиссер А. Никитин вдруг заинтересовался: «Кто это?» — Наша новая актриса,—отвечал сопро вождавший гостя главный режиссер «Фа кела» К. Чернядев.—Очень трудолюбивая и настойчивая. — И пластически грамотная,— добавил А. Никитин, большой поклонник мейерхоль- довских принципов в искусстве. Так Попенко получила роль Нюры в пьесе В. Розова «В день свадьбы». Теперь, когда число спектаклей приблизилось к 150, когда на зрительских конференциях, студен ческих диспутах Нюра в исполнении Попен ко единодушно признана, назначение это никого не удивляет. Но тогда казалось не объяснимым — почему молодая актриса с мягкими манерами и внешней привлекатель ностью должна играть роль суховатой двад- патишестилетней Нюры, которую в день свадьбы оставляет жених? Я был на премьере. Помню, какой стра стной, порывистой получилась Нюра у По пенко. Она вся растворялась в любви к Михаилу, глаз с него не сводила. Яростно, исступленно билась за любимого, когда узнала правду —другую он полюбил, дру гую любит, а не ее. Мечущейся, неистово страдающей после добровольного отказа от жениха-мужа оставалась Нюра-Попенко и в финальной сцене. Хорошо играла она Ню- ру на премьере, ярко, темпераментно, но... но только теперь она играет вернее, глубже. Я пришел на 140-й спектакль. Долго готовит Розов выход своей герои ни, обстоятельно. Мы узнали всю расстанов ку сил, познакомились с Нюриным братом, отцом, женихом, приятелем жениха, а Ню ры все нет. Узнали мы, с каким необыкно венным размахом готовится свадьба, и по дивились спокойствию, если не сказать боль ше—равнедушию, будущего мужа в канун женитьбы. Наконец появляется она, долгожданная, и —разочаровывает. Разморенная на жаре от долгих хождений по магазинам, она про шла устало мимо Михаила — и не взгляну ла в его сторону. Не села, а плюхнулась по-бабьи на траву, скинула туфли и блажен но улыбнулась, вытянув натруженные ноги. Только тут вдруг раскрылась перед нами — сколько же счастья принесла с собой Нюра, как отрадна ей вот эта усталость, эти хло поты о свадьбе, о своей судьбе, потому что прежде она только то и делала, что бегала, устраивая чужие дела, дела профкома. Да же то, что она не смотрит на Михаила, но спиной, всем существом чувствует его спо койную позу, даже это окрашено у Попенко блаженством. Неяркое пламя поздней люб ви разгорелось сильно, жарко, заполонило ее всю. Вот когда видишь разницу между влюбленностью, которую несла Нюра-По пенко на премьере, и сильной зрелой лю бовью сегодняшнего спектакля. Велико от личие краснофакельской Нюры и от испол нительницы этой роли в кино—рационали стичной, хотя и технически оснащенной Ла рисы Малеванной. Сильное чувство сильного человека не подвержено мелким уколам, оно отметает прочь недоверие, подозрительность. Вот по чему так долго не видит истины Нюра, вот почему, когда узнала,—не поверила. Неожи данно радостно рассмеялась Нюра-Попенко рассказу Василия о детстве любимого, о цельности и благородстве его натуры — ведь только хорошее способна она воспри нять, когда дело касается Михаила. Но пришлось поверить очевидному. И вновь, как на премьере, запылал багро вым отсветом горизонт —это видны споло хи разгоревшегося на берегу Волги костра. Вновь на этом зловещем фоне заметалась одинокая фигура оскорбленной девушки. Два начала, два человека борются в Нюре. «Мой Михаил, мой!» —кричит в ней веко вечное, бабье. «Человек свободен, он не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2