Сибирские огни № 07 - 1971
что он «ничего на сцене не делает», но роль оживает «сама собой», рождается эта кой вольной песней. Почему же это? Даже не осознала Попенко, что к роли Лиды готовилась уже очень давно, что в судьбе ее матери много общего со сцениче ской биографией Лиды Коваль. Трагическая гибель отца Лиды, внезапно нахлынувшее чувство любви к Платону, чудо любви с первого взгляда, упорство и стойкость в труде, в жизненных испытаниях — все это было нравственней атмосферой, близкой, глубоко прочувствованной в общении с ма терью, со старшими. Критик Б. Рясенцев ь статье о красно- факельском спектакле задал риторический вопрос: «Так кто же сейчас на сцене, сам Платон Кречет или... его сын?» Действитель но, ведь тридцать лет прошло со дня, когда по пьесе Платон и Лида стали мужем и же ной, так что хронологически факт вполне ве роятный. Но, конечно, дело не в арифме тике, а в том, что нынешнее поколение ак теров прекрасно передает мысль, чувства, помыслы людей, которых вправе считать своими духовными предшественниками. Б. Рясенцев особое внимание уделил тон кости психологического рисунка роли Ли ды в исполнении Попенко: «Актриса, недавно вступившая в труппу театра, завоевала горячие симпатии новоси бирских зрителей. Достаточно было эпизода, когда Лида после шутливо-иронических по хвал Кречету, немилосердно пилившему по струнам скрипки, вдруг услышала пленитель но звучащую печальную мелодию. Она за мерла в кресле, широко раскрыв глаза, а по том бессознательно подняла руку, словно пытаясь загородиться от завораживающей силы не то самой музыки, не то еще чего-то, идущего к ней вместе с музыкой, приподня ла и бессильно уронила. Потом встала и медленно пошла вдоль веранды, машиналь но скользя пальпами по перилам. Останови лась. Теперь она смотрит уже не на Пла тона, а в зал, смотрит почти испуганно »' Прозрачную акварель начала роли сме няют краски все более насыщенные. В сцене грозы, когда Лида узнает о смерти отца после операции, сделанной Кречетом, насту пает кульминация, роль достигает драмати ческого накала, да такого, чго никак не ожидалось от актрисы, заявившей о себе в комедийном репертуаре. На сцене —долгая неподвижная пауза, .замер Платон в немом порыве к Лиде, вы жидательно смотрит на нее Аркадий. Лида медленно поворачивается лицом к зритель ному залу и говорит ровно, не повышая голоса: — Душно... Почему здесь так душно?.. Коротким вскриком останавливает она Платона и продолжает убийственно спокой ным тоном, вроде бы даже укоризненно: — Вы уничтожили мой проект... Вы от толкнули Аркадия... Вы убили отца... ' Б . Р я с е н ц е в . «Отец или сын?» «Театральная жизнь», М ., 1964, № 2, стр. 16. Вздрагивают ресницы, полуприкрывшие глаза... Потом, после долгой-долгой паузы, чуть хрипловато, усталым голосом Лида заканчивает: — Аркадий, помогите мне выйти... выйти из этого гроба. Медленно, не оглядываясь, уходит, отка завшись от предложенной Аркадием руки. Серьезный экзамен на роли высокого драматического накала выдержала Попенко, сыграв свою Лиду, роль, которая родилась «сама собой». Не могло быть успеха и без того, что называют актерской техникой, что становит ся обычно следствием сценической школы. Школу Попенко получила хорошую. Ее учи- теля-мхатовцы В. А. Орлов и М.’Н. Орлова, преподававшие сценическое мастерство в ГИТИСе,—учили не играть, а жить в обра зе, черты характера своего героя воспиты вать, находя их в себе самом. Для этого нужно было отшлифовать внешнюю и внут реннюю технику, научить быть послушным инструментом голос, пластику, волю, внима ние, в конечном итоге —чувство. Этюды, отрывки из спектаклей, танцы, фехтова ние —все это многообразие учебно-трениро вочных приемов подготовило молодую акт рису еще к одной школе — к работе в теат ре Бориса Равенских. Б. Равенских —это не МХАТ, это — мейерхольдовские традиции в наши дни. В его спектаклях музыка, свет, ритм, пла стический рисунок роли занимают исключи тельное место. Попенко очень гордилась, что ее оставили в Москве, у ведущего столичного режиссе ра, и работала до изнеможения. Вместе с В. Высоцким, исполнявшим роль Лешего, она участвовала в «Аленьком цветочке», иг рая Кикимору. В индийской пьесе «Белый лотос» выступила в роли Маданико, трепет ной юной девушки. В одном из самых кра сочных спектаклей Равенских «День рожде ния Терезы» Г. Мдивани играла горячую, смелую кубинку Виолетту. Удивительно работал над спектаклем Борис Иванович Равенских! Даже во время черновых репетиций обязательно вызыва лись и осветители, и оркестр, и машинист сцены. Из зала слышалось: « —Такт, пово рот головы, удар ногой!» И если у актрисы что-либо не получалось, останавливался ор кестр, заново устанавливался свет, повора чивался в исходное положение сценический круг. Актерам бывало неимоверно трудно. Всю работу по внутреннему обоснованию яркого по форме, необычно острого по рисунку об раза приходилось проделывать самостоя тельно. Ответственность огромная. Но не боялась Попенко труда, на всю жизнь благодарна полученным урокам — работа у Равенских научила ее любить ост рую форму и научила самостоятельности. Недаром же новосибирские рецензенты впоследствии так единодушно признавали отточенный профессионализм молодой акт рисы! Как же после всего сказанного объ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2