Сибирские огни № 07 - 1971

и с к я д о г т т о Л. БАЛАНДИН Енешва Попенко — Любовь равносильна гениальности. Вспыхнет она жарким пламенем, промчит­ ся шквалом по земле, опалит сердца двух, а тысячи замрут в восхищении. И долго потом люди будут слагать поэмы и гимны в честь великого чуда, свидетелями кото­ рого они стали. Так говорила мне Елена Попенко, черно­ волосая, черноглазая молодая актриса «Кра­ сного факела». Рецензенты в один голос про­ рочат ей «хорошее сценическое будущее». Я с ними согласен, с той лишь поправкой, что и настоящее этой актрисы очень инте­ ресно. Ее тема — большая, всепоглощающая любовь. Попенко славит цельного человека, захваченного великим чувством, воспевает подвиг во имя любви. ...Все это случилось как-то неожиданно для Елены Попенко. Приехала она в «Крас­ ный факел» из Московского театра имени Пушкина, «от самого» Бориса Равенских. Приехала улыбчивая, задорная и, как бы псточнее сказать, не очень задумывающаяся над сложностями жизни. А город, театр встретили ее так радушно, так тепло, что она тотчас почувствовала себя здесь легко и просто, будто в родную семью попала. Первая же роль — ввод в спектакль «Пе­ ред ужином» В. Розова принесла признание: «В роли Верочки,—писала М. Назарен­ ко,— зритель знакомится с новой молодой актрисой театра. Е. Попенко играет профес­ сионально, убедительно, искренность ее страданий трогает. Образ юной, немного избалованной, но романтической и славной, остро чувствующей женщины вполне досто­ верен. Думается, Попенко еще порадует но­ восибирского зрителя» («Вечерний Ново­ сибирск», 9 апреля 1963 г.). Следующей, и на этот раз вполне само­ стоятельной, краснофакельской работой, стала для нее роль героини в водевиле В. Катаева «Пора любви». Роль, казалось, захватила артистку целиком. Да и сейчас, вспоминая, Попенко увлеченно говорит: — Это был какой-то восторг! От музы­ ки, от остроумного текста, от чудесного партнера Стаса Байкова, от ощущения не­ поддельного веселья на сцене и в зале. Вот такой мне Попенко запомнилась — надолго —актрисой, обладающей комедий­ ной легкостью и непринужденностью, уме­ нием ритмично двигаться, петь куплеты, ловко танцевать, озорно раскручивать пру­ жину водевильной интриги... Тогда я не знал, что бывают вечера, ког­ да после веселого спектакля долго бродит она по городу в глубокой задумчивости, что, придя домой и улучив минуту, когда мамы нет в комнате, вытаскивает украдкой заветный пакетик. Его привез после войны адъютант отца. Здесь ордена полковника Павла Степановича Попенко, орденское удостоверение, пробитое осколком снаряда. Упаси бог, показать все это маме!.. Много скитании выпало на долю семьи артиллериста Попенко. Первый ребенок по­ явился под Ростовом, Лена — под Владивос­ током. В тот год неспокойно было на гра­ нице... Брат Витя играл на улице, а двухлетняя Лена мирно спала в своей кроватке, когда, затянутый ремнями, забежал на минуту до­ мой Павел Степанович. Будить Лену не стал, нужно было торопиться —часть от­ правлялась на запад, на войну с фашист­ ской Германией. Крепко обнял жену, сына... 9 сентября 1944 года, в день рождения мамы, отец погиб. Двадцатисемилетняя вдо­ ва крепко стиснула зубы. Сама детдомовка, она окружила детей семейным уютом, при­ ложила все силы, чтобы Лена и Виктор по­ лучили высшее образование. Все удалось мужественной женщине, все получилось так, как мечталось когда-то им с мужем... Когда Елена Попенко сыграла Лиду в «Платоне Кречете» и получила много лест­ ных отзывов, удивилась: — Об этой моей роли больше и лучше написано, чем заслуживает сделанное мной. Бывают такие случаи: артисту кажется,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2