Сибирские огни № 07 - 1971

— Биологическим исследованиям в на­ шей стране сейчас открыта широчайшая до­ рога,— говорит Беляев, показывая мне свой недавний доклад на заседании Президиума Академии наук СССР «О состоянии генети­ ки в СССР»,— в том числе и исследованиям в различных областях генетики и генетиче­ ских основ селекции. Мы встретились с ним снова у него дома, возле все того же стола —гиппопотама. Все здесь по-прежнему: стопки книг и журналов, зеленый берет настольной лампы, телефон­ ный аппарат, ваза с цветами, дымящийся стакан чая... Отпивая чай, Дмитрий Константинович рассказывает, как собирал материал для до­ клада, как знакомился с основными направ­ лениями работ, что ведутся сейчас в инсти­ тутах Академии наук СССР и ее филиалов, в институтах академий медицинских и сель­ скохозяйственных наук, в университетах и педагогических вузах. — Кстати, сейчас генетическими пробле­ мами занято у нас в стране,—подчеркива­ ет он с удовлетворением,—в общей слож­ ности 230 научных учреждений! На заседании президиума «Большой ака­ демии» Беляев выступал не как директор института, а как председатель Научного со­ вета по проблемам генетики и селекции, соз­ данного при президиуме. Это —одна из мно­ гочисленных общественных нагрузок, кото­ рые несет он на своих, в общем-то и не так уж широких плечах. Естественно, я начинаю выспрашивать, на что нацелены сейчас усилия генетиков. Со­ беседник отставляет стакан, принимается набивать трубку. — Не подумайте, ради бога, что я на­ строился на лекцию,—усмехается он,—од­ нако терпения, тем не менее, придется на­ браться: вы же сами тянете меня за язык! Наблюдения за аудиторией во время лек­ ций показывают, как воспринимается ин­ формация в зависимости от продолжитель­ ности сообщения: 10 минут — всеобщее внимание, 30 минут —записывают, 40 минут — все понимают, 1 час —начинают сочувствовать лектору, 1 час 20 минут —массовый отход ко сну. Дмитрий Константинович, как и обещал, не стал читать лекцию —ор просто расска­ зывал, и в продолжение всего рассказа (без малого два часа) мне было интересно его слушать. Хотя проблемы, о которых он го­ ворил, носили, казалось бы, сугубо специаль­ ный характер. — До сих пор генетика была занята изучением процессов наследственной пере­ дачи признаков из поколения в поколение и изучением —особенно в последние годы — закономерностей наследственной изменчи­ вости. Иными словами, поисками ответа на вопрос, какие физико-химические механиз­ мы и про'цессы лежат в основе изменения генов. Гены, передаваемые из поколения в поколение, от особи к особн, функциональ­ но активны, и именно на основе функцио­ нальной активности генов осуществляются все процессы индивидуального развития, ко­ торые ведут от оплодотворенной яйцеклетки к формированию взрослого организма и определяют особенности функционирования этого организма в течение всей последую­ щей жизни... Он помолчал, попыхтел трубкой. — Но это общее положение. А каковы здесь закономерности? Вот усилия генетиков и сосредоточиваются на том, чтобы уяснить молекулярные основы осуществления на­ следственных признаков, уяснить, как рабо­ тают гены в процессе индивидуального раз­ вития того или иного организма, в какой последовательности они, какими своими ак­ тивностями определяют это развитие, а за­ тем определяют жизнь и нормальную дея­ тельность уже взрослых, уже сформировав­ шихся организмов... Зазвонил телефон. Дмитрий Константи­ нович поднял трубку и как-то очень весе­ ло, как-то очень доброжелательно восклик­ нул: — Ал-ле?.. Не чопорное «Алло!», не сухое «Вас слу­ шают!», а этакое свойское приглашение по­ строить предстоящий разговор непринужден­ но, без чинов, на равных. — Ал-ле?.. И сразу представилось, как невольная улыбка озарила лицо человека, находивше­ гося там, на другом конце провода. Телефонный разговор на этот раз не был продолжительным (звонили из президиума Сибирского отделения Академии наук, чле­ ном которого он является), и мы вновь вер­ нулись к нашей беседе. Беляев начал разви­ вать мысль, что генетика, как наука, призва­ на вскрыть —и как можно скорее — меха­ низм воздействия на протекающие в орга­ низме процессы целого ряда жизненно важ­ ных для него веществ. Ну, скажем, витами­ ны —какова их роль в организме? Есть все основания думать, что они действуют как индукторы генетической активности, воз­ буждают деятельность некоторых элементов генетического аппарата... А лекарственные вещества? По-видимо­ му, некоторые из них тоже действуют, как некие индукторы генетической активности, возбуждая определенные элементы генети­ ческого аппарата и тем самым регулируя какие-то стороны его деятельности... — Я думаю, что уже в ближайшем буду­ щем,— говорил ученый,— мы на многие яв­ ления нормальных физиологических отправ­ лений или патологических отклонений, бо­ лезней будем смотреть другими глазами — будем, в частности, видеть корни болезней в нарушении функций генетического аппа­ рата клеток. Для меня совершенно несом­ ненно, например, что такое заболевание, как злокачественный рост,—корень этой патологии —кроется в каких-то нарушениях нормальных процессов функционирования генетического аппарата. Я спросил, не ведутся ли какие-либо ра­ боты по проблеме борьбы с раковыми забо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2