Сибирские огни № 07 - 1971
ни было, это будет просто группа людей. В данном случае общая ответственность за качество и дала толчок к образованию коллектива из разрозненных групп, кото рые несли в себе еще заряд школьных от ношений, легкого взгляда на план, радуж ного восприятия всего того, чем живет за вод. И это проистекало не только от того, что они были молоды и не знали произ водства, не умели подчас хорошо рабо тать,— во многом такое определялось тем, что они, пробыв около года на заводе и по лучая зарплату, не были по существу при общены к рабочей среде. Ибо между за писью в трудовой книжке о том, что он рабочий, и действительным утверждением рабочего звания лежит огромная дистан ция. Вот почему по совету партийного коми тета было признано необходимым прове сти в этом цехе «посвящение в рабочие». Такой обычай в нашей стране не нов. Он не раз практиковался и на Верденом ра диозаводе. Однако необычность состава цеха, усложненные задачи, поставленные перед ним, требовали проведения этого ме роприятия в ином, не трафаретном плане. Во-первых, было решено все это дело воз ложить на плечи молодежи. Людям стар шего поколения иногда кажется, что они все знают и лучше все понимают. Но есть у молодых свои интересы, свой взгляд на тот или другой вопрос. Да и сердца у них погорячей и закостенелость формы над ними не так довлеет. И когда через месяц самими рабочими цеха был представлен в партком и дирекцию план «посвящения в рабочие», в нем обнаружилось немало любопытного. Во-первых, предлагалось при гласить родителей. Во-вторых, намечалось вручение памятного подарка. В-третьих, заключительная программа вечера состоя ла из многих игровых элементов. Интерес но, что кадровые рабочие, поздравив мо лодежь официально, затем разбились на группы и не с трибуны, а в задушевной беседе поговорили об истории предприя тия, его перспективах, о своих взглядах на труд, на избранную профессию. Но если с 18-летними было более или менее просто, то оставался еще важный участок воспитания подростков. А в цехе их было около ста человек. Не говоря уже о том, что с поточного производства, когда движется конвейер, нельзя кому-то раньше уйти (а несовершеннолетних по трудовому законодательству нашей страны предприя тие обязано отпускать с работы на два ча са раньше), они, в силу своего возраста, были менее дисциплинированны, более по движны, без спроса могли уйти из цеха, подчас затеять игру. И вот здесь весьма пригодился опыт, накопленный Владими ром Тимофеевичем Трошковым. Теперь он знал, что несовершеннолетних —какими бы они трудными ни были —нельзя рассовы вать по цехам, думать, что окружение стар ших немедленно сделает их другими. Как раз наоборот: собранные вокруг какого-то интересного, важного дела, они начинают,, правда, очень медленно, формировать кол лектив, воздействовать друг на друга, ибо' им понятны интересы и устремления своих сверстников. Тут нужна опытная рука ру- ководителя-воспитателя, которая бы вовре мя их направляла и, если надо, останавли вала И как это было ни трудно с точки* зрения производства, переделки и пере становки оборудования, Шкулов по прось бе Трошкова перестроил многие линии, ор ганизовав несколько бригад из несовершен нолетних. И еще одно очень помогло делу — со здание совета молодых рабочих. Не по* приказу, не по директиве, а самой моло дежью были подобраны члены этого сове та. В него вошли мастер Трошков, ком сорг Валя Карпенко, Мария Кулешова и девять несовершеннолетних ребят. Совет занимается и судьбой плана, и судьбой' своих сверстников, и художественной само деятельностью, и другими вопросами, ко торые включают в себя и работу на заво- де, и жизнь вне его стен. Чтобы стать квалифицированным рабо чим этого цеха, необходимо знать и быст ро выполнять 18 операций. Одни сложнее,* другие проще, но каждая требует опреде- ленного внимания и навыков. И когда в цехе 500 человек, не так-то просто сразу усмотреть, что та или другая операция не дается человеку. Наташа Журавлева пришла в цех поз же других. Ей по болезни не удалось за кончить десятилетку. Сначала ее постави ли на обмотку трансформаторов, через не делю на совете молодых рабочих возник вопрос, что девушка очень трудно осваи вает дело. Короче, ей не понравилась эта работа. Предложили другую — там оказа лось дело более сложное и она не сумела с ним справиться. Но члены совета моло дых рабочих внимательно и по-дружески следили за тем, как она осваивается. По этому попросили мастера перевести ее еще на одну операцию. Некоторые в цехе даже заговорили, что это каприз Журавлевой, что она просто несерьезный человек. Но совет молодых рабочих пошел на то, что бы еще сменить несколько рабочих мест' Журавлевой, пока она, наконец, не нашла то, что ей понравилось и что она стала ловко и быстро делать. Совет молодых рабочих, который произ вел на меня очень большое впечатление,, занимается не только производством, хотя это его главная забота. Он организует так называемые семейные посты — то есть контролирует поведение в семье несо вершеннолетних, интересуется, насколько тот или другой человек участвует в домашних делах, помогает ли родителям, учится ли, как ведет себя на улице. Его формы воздействия на жизнь кол лектива многообразны, действенны, по тому что сама атмосфера, создан ная в цехе, такова, что здесь всерьез воспринимаются требования молодежи, раз-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2