Сибирские огни № 07 - 1971

ни было, это будет просто группа людей. В данном случае общая ответственность за качество и дала толчок к образованию коллектива из разрозненных групп, кото­ рые несли в себе еще заряд школьных от­ ношений, легкого взгляда на план, радуж­ ного восприятия всего того, чем живет за­ вод. И это проистекало не только от того, что они были молоды и не знали произ­ водства, не умели подчас хорошо рабо­ тать,— во многом такое определялось тем, что они, пробыв около года на заводе и по­ лучая зарплату, не были по существу при­ общены к рабочей среде. Ибо между за­ писью в трудовой книжке о том, что он рабочий, и действительным утверждением рабочего звания лежит огромная дистан­ ция. Вот почему по совету партийного коми­ тета было признано необходимым прове­ сти в этом цехе «посвящение в рабочие». Такой обычай в нашей стране не нов. Он не раз практиковался и на Верденом ра­ диозаводе. Однако необычность состава цеха, усложненные задачи, поставленные перед ним, требовали проведения этого ме­ роприятия в ином, не трафаретном плане. Во-первых, было решено все это дело воз­ ложить на плечи молодежи. Людям стар­ шего поколения иногда кажется, что они все знают и лучше все понимают. Но есть у молодых свои интересы, свой взгляд на тот или другой вопрос. Да и сердца у них погорячей и закостенелость формы над ними не так довлеет. И когда через месяц самими рабочими цеха был представлен в партком и дирекцию план «посвящения в рабочие», в нем обнаружилось немало любопытного. Во-первых, предлагалось при­ гласить родителей. Во-вторых, намечалось вручение памятного подарка. В-третьих, заключительная программа вечера состоя­ ла из многих игровых элементов. Интерес­ но, что кадровые рабочие, поздравив мо­ лодежь официально, затем разбились на группы и не с трибуны, а в задушевной беседе поговорили об истории предприя­ тия, его перспективах, о своих взглядах на труд, на избранную профессию. Но если с 18-летними было более или менее просто, то оставался еще важный участок воспитания подростков. А в цехе их было около ста человек. Не говоря уже о том, что с поточного производства, когда движется конвейер, нельзя кому-то раньше уйти (а несовершеннолетних по трудовому законодательству нашей страны предприя­ тие обязано отпускать с работы на два ча­ са раньше), они, в силу своего возраста, были менее дисциплинированны, более по­ движны, без спроса могли уйти из цеха, подчас затеять игру. И вот здесь весьма пригодился опыт, накопленный Владими­ ром Тимофеевичем Трошковым. Теперь он знал, что несовершеннолетних —какими бы они трудными ни были —нельзя рассовы­ вать по цехам, думать, что окружение стар­ ших немедленно сделает их другими. Как раз наоборот: собранные вокруг какого-то интересного, важного дела, они начинают,, правда, очень медленно, формировать кол­ лектив, воздействовать друг на друга, ибо' им понятны интересы и устремления своих сверстников. Тут нужна опытная рука ру- ководителя-воспитателя, которая бы вовре­ мя их направляла и, если надо, останавли­ вала И как это было ни трудно с точки* зрения производства, переделки и пере­ становки оборудования, Шкулов по прось­ бе Трошкова перестроил многие линии, ор­ ганизовав несколько бригад из несовершен­ нолетних. И еще одно очень помогло делу — со­ здание совета молодых рабочих. Не по* приказу, не по директиве, а самой моло­ дежью были подобраны члены этого сове­ та. В него вошли мастер Трошков, ком­ сорг Валя Карпенко, Мария Кулешова и девять несовершеннолетних ребят. Совет занимается и судьбой плана, и судьбой' своих сверстников, и художественной само­ деятельностью, и другими вопросами, ко­ торые включают в себя и работу на заво- де, и жизнь вне его стен. Чтобы стать квалифицированным рабо­ чим этого цеха, необходимо знать и быст­ ро выполнять 18 операций. Одни сложнее,* другие проще, но каждая требует опреде- ленного внимания и навыков. И когда в цехе 500 человек, не так-то просто сразу усмотреть, что та или другая операция не дается человеку. Наташа Журавлева пришла в цех поз­ же других. Ей по болезни не удалось за­ кончить десятилетку. Сначала ее постави­ ли на обмотку трансформаторов, через не­ делю на совете молодых рабочих возник вопрос, что девушка очень трудно осваи­ вает дело. Короче, ей не понравилась эта работа. Предложили другую — там оказа­ лось дело более сложное и она не сумела с ним справиться. Но члены совета моло­ дых рабочих внимательно и по-дружески следили за тем, как она осваивается. По­ этому попросили мастера перевести ее еще на одну операцию. Некоторые в цехе даже заговорили, что это каприз Журавлевой, что она просто несерьезный человек. Но совет молодых рабочих пошел на то, что­ бы еще сменить несколько рабочих мест' Журавлевой, пока она, наконец, не нашла то, что ей понравилось и что она стала ловко и быстро делать. Совет молодых рабочих, который произ­ вел на меня очень большое впечатление,, занимается не только производством, хотя это его главная забота. Он организует так называемые семейные посты — то есть контролирует поведение в семье несо­ вершеннолетних, интересуется, насколько тот или другой человек участвует в домашних делах, помогает ли родителям, учится ли, как ведет себя на улице. Его формы воздействия на жизнь кол­ лектива многообразны, действенны, по­ тому что сама атмосфера, создан­ ная в цехе, такова, что здесь всерьез воспринимаются требования молодежи, раз-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2