Сибирские огни № 07 - 1971
В трудный период освоения, когда осо бенно нужны были мастера «золотые ру ки». сюда явился Трошков, взял участок. Наконец, ровно через девять месяцев, поздним вечером, с конвейера сошла пар тия транзисторов, которая после тщатель ной проверки придирчивыми работниками ОТК была признана годной для продажи. Цех огласился громким «ура!». — Достали звезду! Даешь план!.. План, к сожалению, давался весьма ту го. Значительно меньше приходилось те перь соседям «дополнять план» за моло дежь, но приходилось. «Самое главное,—записывал в дневнике Александр Николаевич Шкулов,— недоста ет четкости в организации, которая долж на быть в массовом производстве безуко ризненной, идеальной. Задержка малень кой детали ведет к остановке конвейера, всего цеха. Перебои, остановки мешают работе. Отсюда — штурмовщина, неполад ки, большая доля брака». И дальше писал директор: «Неумение работать, незнание дела, чертежей, отсут ствие рабочих традиций — все это мешает, тормозит, не дает развернуться. Схема транзистора довольно плотная, она требу ет ювелирной работы. Молодежь может освоить это, у нее чувствительнее руки, зорче глаза, быстрее реакция, однако нет опыта, навыков, усидчивости. Для этого требуются годы. Японцы, например, в шко лах с двенадцати лет приучают детей к выполнению такого рода операций. Сумеем ли мы быстро преодолеть эти препятст вия?» Положение Шкулова было очень труд ное. За его плечами тысячи рабочих, а у каждого — семья, ребятишки. Их благопо лучие самым прямым образом зависело от его умения распорядиться, выполнить план, заработать деньги, вовремя выдать зар плату. Прокричав «ура!», коллектив цеха стол кнулся с другими, не менее сложными про блемами. Надо было поднимать квалифи кацию, наращивать объем производства. Первая партия, поступившая в торгов лю, была быстро раскуплена и получила хорошую оценку. Но вторая партия была почти полностью возвращена на завод. Ко нечно, можно предъявить в данном слу чае счет работникам отдела технического контроля, но если по-честному, разве в си лах несколько человек уследить за качест вом каждой детали, каждого изделия? Подсчитано, что в современном производ стве примерно 70 процентов продукции не возможно проконтролировать, ее качество лежит на совести каждого исполнителя той или иной детали. На стенде приемник может показать определенную надежность, но неудачная, поспешная, небрежная пайка маленького полупроводника выведет через некоторое время все изделие из строя. Тут нужно было не только усиливать отдел техничес кого контроля, но и повышать само созна ние каждого работника цеха. А их уже было 300 человек —вчерашних десятиклас сников, радужно смотрящих на производ ство, на жизнь, на план, на качество. Шкулов рассказывал мне позднее об этом периоде: — Требовательных иногда не любят, но жесткая требовательность, на мой взгляд, была просто необходима для выработки коллективной дисциплины. Я сознательно пошел на то, чтобы вчерашние школьники взяли на себя ответственность за качест во. Поэтому все возвращенные на завод приемники они должны были исправить своими руками. Исправить после работы, естественно. В эти дни у меня по вечерам не переставал звонить домашний телефон. Матери и отцы спрашивали: где моя Ва ля, где мой Петя? Я только отвечал: не волнуйтесь, они в цехе. Было, конечно, жалко, что молодые рабочие отдают про изводству значительно больше часов, чем им положено, было, конечно, боязно, что некоторое отступление от трудового зако нодательства повлечет наказание и мне, но выхода не было. Надо приучать людей, надо торопиться. Надо создавать коллек тивную ответственность за свои поступки, за выпущенную продукцию —за все, что является главным в жизни. В этот момент практически и зародился в цехе обществен ный совет по качеству. В этот совет, кроме мастеров и техноло га, в основном вошли молодые рабочие. Ему с первых шагов были предоставлены серьезные полномочия. Вместе с ОТК чле ны совета ставили на бланках свою под пись, и только после этого продукция ухо дила с завода. Ответственность повлекла за собой строгое отношение молодежи к работе, ибо на заводе, в цехе оставался листок учета, по которому можно было определить, кто выпустил недоброкачест венную продукцию. Забегая вперед, следу ет сказать, что если в первый период бо лее половины приемников «Вега» магази ны возвращали на предприятие, то на про тяжении последних двух лет цех, выпуска ющий сотни тысяч транзисторов в год, не получил ни одной рекламации. Более то го, сейчас общественным советом по кон тролю за качеством внедрена интересная форма не только учета спроса на эту про дукцию, но и учета пожеланий покупате лей. К каждому приемнику прикладывает ся небольшой листок, где спрашивается: что, по мнению покупателей, должно быть улучшено в этом изделии. Такая форма общения цеха с потребителем, помимо по вышения ответственности и заинтересован ности друг в друге, позволяет получить массу интересных идей и предложений, ко торые затем аккумулируются в конструк торском бюро. Формирование производственного кол лектива в каждом конкретном случае на чинается^ по-разному. Нельзя назвать груп пу людей коллективом, если она не объеди нена каким-то важным делом. Как бы там
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2