Сибирские огни № 07 - 1971
гам, но и из повседневной практики, из жизни. И взвесив все «за» и «против», ре шил создать цех исключительно из выпуск ников средней школы, подобрав туда нуж ное число мастеров, техников, инженеров. Конечно, прежде всего он посоветовался в городском комитете партии, в партийном комитете завода, затем встретился с комсо мольцами, мастерами, конструкторами, с ди ректорами школ. Встретился, обсудил и на метил около пятидесяти пунктов, которые считал нужным провести в жизнь, прежде чем браться за эксперимент. После беседы с Владимиром Тимофееви чем Трошковым Шкулов поставил перед пунктом № 4 (мастера-воспитатели) знак вопроса. Человеческое поведение настолько слож но, что точно проанализировать его весьма затруднительно, какую бы схему мы для этого ни взяли. Отказ Трошкова, по край ней мере при первой встрече с директором, казалось, давал основание заключить, что мастер намучился с подростками, они при чинили ему немало волнений, тревог, не раз ставили под удар план, а следовательно и его, Трошкова, зарплату. Поэтому-то он не хочет снова обрекать себя на дополнитель ные хлопоты, которых будет предостаточно. Но причина отказа была иной. — Видите ли,— сказал он мне при встрече,— после разговора со Шкуловым я о многом передумал. Оценил его предло жение. Но надо же понять и меня! Одно дело быть наставником хотя и трудных ребят, но таких, которые имеют по пять классов образования, и совсем, согласи тесь, иное —воспитывать тех, у кого за плечами десять-одиннадцать классов. Пра ктический опыт к ним придет очень быст ро, и они поднимутся вровень со мной. А мне для поддержания авторитета, не фор мального, а по существу, необходимы об щая культура, большие знания. Понимае те? И может оказаться так, что я им мень ше буду давать, чем требует психологичес кий и нравственный климат данного цеха... Сделав пару глубоких затяжек, Трошков добавил: — Я еще ничего не решил. Пойду в школу, поговорю с учениками, учителями. На своем участке досконально выясню, как ко мне относятся, и тогда уж —да или нет. Он помолчал, задумавшись, потом спро сил: — Вам не попадалась на глаза книга Ивана Васильевича Парамонова «Учиться управлять»? Он работал с товарищем Орд жоникидзе. Руководил многими крупными стройками в Сибири и Подмосковье. В сво ей книге он много места уделяет роли ма стера на производстве. И приводит там набор вопросов, которые надо знать во спитателю. Если желаете — поглядите. Владимир Тимофеевич подал мне ли сток, на котором было написано: «Для выяснения качеств, которыми об ладает мастер, необходимо установить, как к нему относятся подчиненные, узнать их мнение через следующие вопросы: Любят ли его, хотят ли быть с ним, чувствуют ли себя спокойно в его общест ве? Или он вызывает раздражение своей бестактной критикой, чрезмерным выпячи ванием себя или иными непродуманными поступками? Уделяет ли он должное внимание своей работе и благополучию своих работников? Или он больше занят самим собой и сво им собственным благополучием?.. Овладел ли он своей работой или же его заела текучка? Уделяет ли он доста точно времени организации работы или же занимается текущими вопросами, кото рые должен решать повседневно? Много ли времени он посвящает изуче нию общих социальных проблем, охватыва емых, например, психологией, социологи ей, этикой, экономикой, философией и дру гими науками, имеющими отношение к его работе? Обладает ли он энтузиазмом и другими качествами, способными пробуждать инте рес в других людях и создавать друже скую обстановку, необходимую для твор ческого сотрудничества? Обладает ли он спокойствием, стойко стью, выдержкой, справедлив ли он? Способен ли он изыскивать новые воз можности, усовершенствованные средства и лучшие методы? Или он придерживается рутинных способов и устаревшей техноло гии?..» Ознакомившись с этой своеобразной ан кетой, я спросил Трошкова, считает ли он, что на заводе есть мастера, которые обла дают всеми этими качествами? Он усмехнулся. — Вопросы и не ставят своей целью, чтобы мастер — а по утверждению многих он является центральной фигурой на про изводстве —имел положительную оценку своего коллектива по всем параметрам. Тут дело и проще, и сложнее. Знать истинное мнение коллектива мастеру необходимо, чтобы целенаправленно заниматься и самовоспитанием, и воспитанием коллектива. В то же время раз вивать, п о д д е р ж и в а т ь положительное. Это своего рода гибкая обратная связь, барометр, по которому я могу су дить об очень многом. И не понаслышке, не интуитивно, а опираясь на научный ме тод. Вы заметили, что в вопросах заклю чены не только производственные интере сы, но в них много внимания уделено со зданию откровенной, душевной, творческой атмосферы? А без этого работа всегда ка жется тусклой, малоинтересной, ею не до рожат. Я уезжал от Трошкова с надеждой, что он не останется в стороне от важного на чинания. ...Еще нет ребенка, а мать уже живет им: готовит распашонки, кроватку, десят ки других мелоч-ей, радуется, тревожится, переживает, строит всевозможные предпо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2