Сибирские огни № 07 - 1971

гам, но и из повседневной практики, из жизни. И взвесив все «за» и «против», ре­ шил создать цех исключительно из выпуск­ ников средней школы, подобрав туда нуж­ ное число мастеров, техников, инженеров. Конечно, прежде всего он посоветовался в городском комитете партии, в партийном комитете завода, затем встретился с комсо­ мольцами, мастерами, конструкторами, с ди­ ректорами школ. Встретился, обсудил и на­ метил около пятидесяти пунктов, которые считал нужным провести в жизнь, прежде чем браться за эксперимент. После беседы с Владимиром Тимофееви­ чем Трошковым Шкулов поставил перед пунктом № 4 (мастера-воспитатели) знак вопроса. Человеческое поведение настолько слож­ но, что точно проанализировать его весьма затруднительно, какую бы схему мы для этого ни взяли. Отказ Трошкова, по край­ ней мере при первой встрече с директором, казалось, давал основание заключить, что мастер намучился с подростками, они при­ чинили ему немало волнений, тревог, не раз ставили под удар план, а следовательно и его, Трошкова, зарплату. Поэтому-то он не хочет снова обрекать себя на дополнитель­ ные хлопоты, которых будет предостаточно. Но причина отказа была иной. — Видите ли,— сказал он мне при встрече,— после разговора со Шкуловым я о многом передумал. Оценил его предло­ жение. Но надо же понять и меня! Одно дело быть наставником хотя и трудных ребят, но таких, которые имеют по пять классов образования, и совсем, согласи­ тесь, иное —воспитывать тех, у кого за плечами десять-одиннадцать классов. Пра­ ктический опыт к ним придет очень быст­ ро, и они поднимутся вровень со мной. А мне для поддержания авторитета, не фор­ мального, а по существу, необходимы об­ щая культура, большие знания. Понимае­ те? И может оказаться так, что я им мень­ ше буду давать, чем требует психологичес­ кий и нравственный климат данного цеха... Сделав пару глубоких затяжек, Трошков добавил: — Я еще ничего не решил. Пойду в школу, поговорю с учениками, учителями. На своем участке досконально выясню, как ко мне относятся, и тогда уж —да или нет. Он помолчал, задумавшись, потом спро­ сил: — Вам не попадалась на глаза книга Ивана Васильевича Парамонова «Учиться управлять»? Он работал с товарищем Орд­ жоникидзе. Руководил многими крупными стройками в Сибири и Подмосковье. В сво­ ей книге он много места уделяет роли ма­ стера на производстве. И приводит там набор вопросов, которые надо знать во­ спитателю. Если желаете — поглядите. Владимир Тимофеевич подал мне ли­ сток, на котором было написано: «Для выяснения качеств, которыми об­ ладает мастер, необходимо установить, как к нему относятся подчиненные, узнать их мнение через следующие вопросы: Любят ли его, хотят ли быть с ним, чувствуют ли себя спокойно в его общест­ ве? Или он вызывает раздражение своей бестактной критикой, чрезмерным выпячи­ ванием себя или иными непродуманными поступками? Уделяет ли он должное внимание своей работе и благополучию своих работников? Или он больше занят самим собой и сво­ им собственным благополучием?.. Овладел ли он своей работой или же его заела текучка? Уделяет ли он доста­ точно времени организации работы или же занимается текущими вопросами, кото­ рые должен решать повседневно? Много ли времени он посвящает изуче­ нию общих социальных проблем, охватыва­ емых, например, психологией, социологи­ ей, этикой, экономикой, философией и дру­ гими науками, имеющими отношение к его работе? Обладает ли он энтузиазмом и другими качествами, способными пробуждать инте­ рес в других людях и создавать друже­ скую обстановку, необходимую для твор­ ческого сотрудничества? Обладает ли он спокойствием, стойко­ стью, выдержкой, справедлив ли он? Способен ли он изыскивать новые воз­ можности, усовершенствованные средства и лучшие методы? Или он придерживается рутинных способов и устаревшей техноло­ гии?..» Ознакомившись с этой своеобразной ан­ кетой, я спросил Трошкова, считает ли он, что на заводе есть мастера, которые обла­ дают всеми этими качествами? Он усмехнулся. — Вопросы и не ставят своей целью, чтобы мастер — а по утверждению многих он является центральной фигурой на про­ изводстве —имел положительную оценку своего коллектива по всем параметрам. Тут дело и проще, и сложнее. Знать истинное мнение коллектива мастеру необходимо, чтобы целенаправленно заниматься и самовоспитанием, и воспитанием коллектива. В то же время раз­ вивать, п о д д е р ж и в а т ь положительное. Это своего рода гибкая обратная связь, барометр, по которому я могу су­ дить об очень многом. И не понаслышке, не интуитивно, а опираясь на научный ме­ тод. Вы заметили, что в вопросах заклю­ чены не только производственные интере­ сы, но в них много внимания уделено со­ зданию откровенной, душевной, творческой атмосферы? А без этого работа всегда ка­ жется тусклой, малоинтересной, ею не до­ рожат. Я уезжал от Трошкова с надеждой, что он не останется в стороне от важного на­ чинания. ...Еще нет ребенка, а мать уже живет им: готовит распашонки, кроватку, десят­ ки других мелоч-ей, радуется, тревожится, переживает, строит всевозможные предпо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2