Сибирские огни № 07 - 1971
— Квартира дается не одному рабоче му, а и его детям. Они — будущие граж дане нашей страны. И, собственно, какой убыток понесет завод, если в семье Ива нова или Петрова вырастут замечательные ребята и станут работать на соседнем за воде? Общество в целом от этого только выиграет. — Да, но мы же не можем с вами отве чать за все общество? — Возни много с молодыми, потому и неохотно берут их в цехи. Трошков хотел было напомнить, сколько труда, нервов, беспокойных дней и ночей и седых волос стоили ему двадцать пять трудновоспитуемых подростков —хотел на помнить, но подумал: «Не для воспомина ний же меня пригласил директор». — Мороки много, это точно. Только без молодежи не обойтись,— сказал Шкулов и спросил:—Слышали о новом приемнике? — Как не слышать! Только и разгово ру: первый транзисторный приемник в Си бири. Где вот специалистов будем брать — ума не приложу. Надо бы на другие заво ды кадровиков послать — может, удастся кое-кого в Сибирь переманить. — Вот видите, Владимир Тимофее вич,—мягко произнес Шкулов.— Сами го ворили, что текучесть кадров —плохое де ло, а тут же предлагаете ее увеличивать. Поедем в другие города, привезем оттуда людей, а своих бердских юношей и деву шек отпустим на четыре стороны: пусть, дескать, устраиваются в жизни, как хотят! Это же своего рода встречные перевозки получаются... — Где же эти юноши и девушки, жела ющие пойти к нам на завод? — Как, то есть, где? Выпускники сред них школ — это вам не рабочие? — Э-э, пока их научишь, рак на горе свистнет. — А я вот думаю весь новый цех — пятьсот человек — сформировать из молоде жи. Как считаете? — Вам виднее,—уклонился мастер. — Почему же только мне? А вас разве не привлекает такая перспектива —новый цех, самая сложная продукция и все дела ется руками молодежи? Заманчиво! Инте ресно! — М-да... Заманчиво,— почесал в затыл ке Трошков. — И вам, Владимир Тимофеевич, самый большой участок — сто двадцать человек. — Александр Николаевич! — вскочил мастер.— Я понимаю, конечно, но... почему опять меня? Я еще от тех двадцати пяти не пришел в себя. Или это вы в наказание мне? Но за какую провинность? — Что вы, Владимир Тимофеевич, какое наказание! Я хочу в этот цех отдать все са мое лучшее: специалистов, оборудование, воспитателей, мастеров. Притом учтите: вам тогда пришлось работать со специфическим контингентом — трудновоспитуемыми. А здесь вступающие в жизнь молодые люди, ищущие, увлекающиеся, энергичные... Сло вом, подумайте, посоветуйтесь с домашними, с товарищами. Сами понимаете, насильно мил не будешь. Для этого дела мне, как в разведку, добровольцы нужны. — Понял вас, Александр Николаевич. Я подумаю... * * * Александр Николаевич Шкулов при пер вом знакомстве производит впечатление че ловека суховатого, малоразговорчивого, все цело поглощенного планом, прибылью, де талями. Однако, узнавая его больше, убеж даешься, что он интересный собеседник, дальновидный командир производства. Еще на заре организации крупной про мышленности считалось, что хороший дирек тор должен обладать следующими качества ми: умом, образованием, опытом, тактом, энергией, сообразительностью, честностью, здравым смыслом и крепким здоровьем. В то же время отмечалось, что очень трудно найти человека, обладающего всеми этими качествами. Нет нужды расписывать, как выросло современное производство, как усложнилось управление заводами, объединениями, глав ками, министерствами. Повысилось требова ние и к руководителям, особенно к тем из них, кто связан с производственными кол лективами. Я не склонен идеализировать Шкулова ни как человека, ни как руководителя, но и не могу не отдать ему должное. Когда ему в свое время сказали в министерстве, что было бы хорошо организовать на Бердском радиозаводе выпуск новой продукции — транзисторных приемников, он сразу представил себе, с какими трудно стями придется столкнуться. Производствен ные площади, материалы, учет спроса поку пателей, оборудование и многое другое. Но из всех задач на первое место директор по ставил одну —где взять людей? Собствен но, люди-то имелись, можно было из каждо го цеха взять определенное количество ра бочих и перевести их в новый цех. Так де лалось не раз, так поступают и сейчас. Но многолетний опыт показывал, что это не самый лучший и не самый экономичный путь. Рабочие, привыкнув за многие годы делать, в общем-то, почти одну и ту же мо дель, весьма настороженно встречают новое, привносят в это новое старые методы и прие мы труда. В конечном итоге все становится на свое место, но при этом неизбежны из держки. Есть и другой путь, он тоже не раз ис пытывался в практике советских предприя тий, когда к сложному новому делу привле кались люди, незнакомые с данным произ водством. Чаще всего в таком случае ставка делалась на молодежь. Резонный вопрос: а здесь меньше издержек? Пока научишь, по ка сформируется коллектив —много воды утечет... Все это, естественно, хорошо знал Алек сандр Николаевич. Знал не только по кни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2