Сибирские огни № 07 - 1971
мем ее в наш актив. Вот и Петя нас порадовал. И где ты такую загадку услышал? — У бабушки... Она много знает... Тамаре Петровне жалко было уходить от загадки —такой она по казалась ей насыщенной —и она сказала: — Теперь это наша загадка. Но давайте договоримся... Мы ее за помним и будем произносить правильно. Бабушка неграмотная, не учи лась, поэтому, обратите внимание, как неправильно она произносит сло ва: «На-а море... На акия-я-я-не...» Слышите?.. На акия-я-яне. А нуж но—на океане. Вы сами знаете, как пишется это слово. Листья чемо- данские... Наверное —чемоданные?.. Акия-я-я-не... Давайте повторим, как она у нас должна звучать. На море, на океане, Стоит дуб с вихирнми. Опять! Вихиря?.. Этого слова в русском языке нет... Вихор?! А не ви- хирь?! Ты, Петя, не так что-нибудь понял. Или бабушка забыла. Листья чемоданные... Запомните, чемоданные. Когти дьявольские. Уцепится, не отлепится. — У бабушки правильней,—сказал Ленька. Сказал как-то необыч но громко и с вызовом. И вдруг Тамара Петровна по глазам ребят с ужасом заметила, что они Леньке поверили и сразу примкнули к нему, к его откровению. — Леня, что ты говоришь? —Учительница даже покраснела, что с ней редко бывало перед детьми. Иногда ее не слушались, уросили — это бывало,—но вот так с вызовом оспорить авторитет ее знаний еще никто не решался, да она и не представляла себе это в школе. Тамара Петровна взяла себя в руки и очень спокойно сказала: —В деревне мно гие говорят на местном диалекте, а мы должны выработать в себе об щую культуру речи. И ты, Чесноков... Не знаю, что с тобой случилось?.. Научись еще и тактичности. Знаешь, что это такое? — У бабушки все равно правильнее,—упрямо сказал Ленька в парту. Губы его плотно сошлись и налились. Тогда Тамара Петровна вышла из себя и сказала: — Чесноков, пойди за дверь и подумай, как себя с учителем вести. Ленька вышел из класса первый раз за четыре года. И вот сейчас Тамара Петровна у Чесноковых вспоминала об этом. ■С озабоченностью она смотрит на Клаву, искренне ей сочувствуя. — С этой радиолой... Не знаю как расценивать. Или как озорство, или еще хуже... Тогда это уже серьезнее... — Ну-ка, иди сюда,—позвал Семен. Он не глянул в комнату де тей—знал, кого требует —тот поймет. Ленька не вышел. Семен подо ждал и настаивать не стал. Договорились с Тамарой Петровной, что все выяснят, конечно, все решат и придут в школу. Тамара Петровна ушла. Семен проводил ее за ворота и, не отпуская дверную скобу, тихо потребовал: — Так ты иди сюда. Клава почувствовала, как накаляется голос Семена (она вообще его сегодня весь день не узнавала), предупредила его вспышку. Вошла к детям в комнату, остановилась у двери. Приказала: — Ну-ка, показывай свои тетради. Ленька порылся в портфеле и синенькую стопку молча выложил на стол. ¡ ...... . . . .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2