Сибирские огни № 06 - 1971
вызывающе улыбался Вася, Лампов мыслен но восстанавливал небольшой список своих качеств и не находил в нем ничего такого, что бы он м ог противопоставить Васе. Надо было что-то делать. Время шло. И Лампов решился на крайность. В неизвестном фотоателье на дальнем конце города, за р е кой Лампов тайно, под чужой фамилией заказал свой портрет на глянцевой бумаге разм ером 18X24. Через пять дней портрет был готов. На снимке Лампов себе понравился. Именно так он и позировал: вы соко поднятая голова, уверен ность в завтрашнем дне, легкая презритель ная улыбка, новая полосатая сорочка. Безлунной ночью с воскресенья на по недельник Лампов вышел из дому. Он был одет в старую плащ -накидку и соломенную панаму. Лицо закрывали мотоциклетные очки и огром ны е усы, которы е он три дня клеил из старой мочалки. Во внутреннем кармане плаща лежали пассатижи, на спине под рубахой была спрятана папка с завет ным портретом . Лампов подошел к фабрике со стороны пустыря и полез на дерево. Приподняв очки, он заглянул сверху через забор и убедился, что все спокойно. По толстому суку он стал спускаться на территорию , стараясь не помять клумб, разбитых вдоль забора. Спрыгивая, Лампов слегка подвер нул ногу и, с трудом поднявшись, осмотрел ся. Темным пятном на противоположной стороне двора выделялась доска Почета. Д ерж ась вдоль забора, Лампов двинулся к ней. Он миновал столовую, главный корпус, склады, гараж и приблизился к доске По чета с тыльной стороны. Здесь он снял плащ, шляпу и очки, нащупал давно прим е ченный гвоздь, вбитый чьей-то д оброй р у кой, повесил все это и достал папку. Лам пов вынул портрет, спрятал папку обратно и полез за пассатижами. Пассатижей в ка р мане не было. Положив портрет на землю , Лампов б р о сился через двор. По ту сторону забора росло м ного деревьев, и Лампов не сразу нашел нуж ное место. Искать в клум бе было труд но — мешали цветы. Приходилось обры вать их и складывать в стороне. После двухчасовой работы Лампов встал и разогнул натруж енную спину. Светало. Над его головой на тополином суку висели пас сатижи. Высоко подпрыгнуть на мягкой клум бе было невозм ожно. Лампов сошел с нее, поймал конец ветви и, пригибая сук к земле, стал подбираться к пассатижам. Ж уткий сухой треск огласил предутрен ню ю фабричную тишину. — В меня,— подумал Лампов и упал на зем лю . Почти в тот ж е момент его тело накрыли ветки и листья обломившегося сука.— Конец,— решил Лампов и на не сколько секунд потерял сознание. Залаяла собака в соседнем дворе, но охранник дядя Паша не проснулся. Не вылезая из-под ветвей, Лампов лихо радочно искал пассатижи. Листва упавшего сука шевелилась и тряслась. Наконец, из нее выскочил Лампов, ошалело оглянулся на сломанное дерево и с пассатижами на перевес бросился вперед. Портрет Васи как и все д ругие был зажат м еж д у стеклом и д оской четырьмя железными зажимами. Царапая стекло, Лам пов рвал металл пассатижами. Выдернув ненавистный портрет, Лампов бросил его на зем лю и стал топтать, вминая каблуками ф отограф ию в гравий. Он пере вел дух и тут его взгляд упал на пустое стекло. Лампов вспомнил, что еще должен вставить туда свой портрет. Он кинулся за доску. Его фотография исчезла. Очевидно, свежий утренний ветерок унес ее в неизве стном направлении. Лампов бросился по д вору коротким и перебеж кам и. Склад... Столовая... Главный корпус... Гараж... Возле новой пристройки к гараж у Лампов споткнулся о кучу битого кирпича и вдруг увидел на бочке с олифой свое изображение. Портрет прилип. Лампов оторвал его и устремился к доске, неся портрет в вытянутой руке. Выхватив стек ло, Лампов приложил портрет. Портрет прочно пристал к доске Почета. Наложив стекло, Лампов загнул зажимы и отбежал на три шага. Портрет выглядел намного луч ше других. Дело было сделано. Лампов в изнеможении опустился на газон. Вставало солнце. ...Лампов вздрогнул. В дверь проход ной колотили. «Ну нечего, нечего, успеете, наработаетесь еще!» — послышалось глухое ворчание просыпавшегося дяди Паши. Лам пов вскочил. Подхватив с земли изурод о ванный Васин портрет и пассатижи, он опр о метью кинулся в главный корпус. У себя в плановом отделе Лампов рухнул на стул и, прислушиваясь к ша гам за дверью , стал заметать следы: б р о сил пассатижи в нижний ящик стола, ра зо р вал на мелкие части и спрятал во внутрен ний карман фотографию Васи, приговаривая при этом: «Вот так-то, Сидоров, не все тебе одному, дай и другим маленько повисеть. — Сейчас уже, наверное, заметили,— подумал Лампов.— Толпятся. Клим Нико лаевича позвали. Полину Васильевну. Жаль из нашего окна не видно. Интересно, кто меня с доски снимать будет? М ожет, сам Василий? Ну снимай, снимай. Я тебя снял — теперь твоя очередь. Только кто вас, ува жаемый, фотографировать будет? Ж орка Заборов с сегодняшнего дня в отпуске, вернется не скоро. В ателье раньше, чем через пять дней не сделают. Значит до следующего понедельника. Очевидно, милицию вызовут. Собаку пригласят. Только зря. У доски уж е пона- топтали, а за забором я следы табачком присыпал. И тут Лампов вспомнил, что забыл на оборотной стороне доски плащ -накидку, панаму и мотоциклетные очки.— Преступник всегда оставляет улику,— пронеслось в возбужденном м озгу Лампова. Неожиданно плановый отдел огласился пронзительным ж енским визгом. Визжала
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2