Сибирские огни № 06 - 1971
девушки из Поволжья — этим хочется «одеться», помочь матерям, и много, много разных других сезонников — у каждого своя причина. И все это у В. Канторовича не фотогра фии, не зарисовки, а социальные портреты людей, оказавшихся вместе на сезонных про мыслах Дальнего Востока и составляющих чрезвычайно пестрое население островов. Их, таких разных и чем-то все же похо жих друг на друга, пожалуй, в очерке да же многовато для обоснования авторской позиции. А позиция ясна и понятна. «Сезонни- чество — не профессия, которую избирают на всю жизнь»,— замечает очеркист и. прое цируя это явление в будущее, предсказы вает, что оно постепенно превратится в пережиток, «станет напоминать дерево диформант с его колючками». В. Канто рович убедительно, на конкретных приме рах из жизни двух соседних промыслов показывает пути преодоления отрицатель ных черт сезонности и, докапываясь, как говорится, до корней, вступает в спор с теми хозяйственниками, «которые за циф рами плана, за сводкой перестают видеть живых людей, создателей всех ценностей на земле». Но еще до того, как писатель выразит обоснованное сомнение насчет экономичес ких выгод, какие якобы дает ежегодная вер бовка «дешевой рабочей силы» на остров ные промыслы, до того, как он расскажет об успешной работе сложившегося постоян ного коллектива приморских рыбопромыш ленников, читателю станет ясно, что се- зонничество в нынешнем его виде чрева то для общества трудновосполнимыми по терями в другой важнейшей сфере общест венного бытия. Автор уже привлек его, читателя, на свою сторону, показав без при крас все нравственные перекосы временно барачного житья на самых дальних наших островах. Почти каждая главка очерка, рисующая тот или иной тип сезонника и обстоятель ства, в каких он себя проявляет, закан чивается тревожным, звучащим как рефрен, выводом. «Я задаю себе вопрос: пойдет ли этому желторотому птенцу на пользу та «школа жизни», которую ему предстоит пройти на сезонных промыслах?..» «Я подумал, что давно не видел столь ко плачущих женщин, сколько встретил их на Корфе за одну неделю». «И неужели неясно, что подобных ей, исковерканных, сбитых с пути девчонок, надо держать на пушечный выстрел от ба рака сезонников, где слабым так трудно найти опору?» «Тунеядцами их не назовешь... И все- таки язык не повернется назвать эту кате горию сезонников («Иван Никитин и ему подобные») советскими рабочими». Владимир Канторович бывал на даль невосточных промыслах не один раз, и, думается, писательское его участие в по становке и решении крупных проблем при несет свои плоды. Книга «Глазами литератора» включает в себя произведения нескольких жанров — очерк нравов («Сезонники»), публицисти ческие заметки («Экономика и этика»), эссе («Социология и литература»),— они плотно насыщены фактами и цифрами, эмо ционально напряжены, глубоки по мысли Даже простое перечисление поднятых авто ром проблем заняло бы не одну страницу. Задача облегчается тем, что писатель, ве дя читателя за собой, попутно как бы ра скрывает перед ним свою творческую л а бораторию, с пристрастием профессиональ ного критика (а Владимир Канторович хо рошо известен и в этом качестве) анализи рует только что им самим написанное. Прочтите краткую авторскую вводку к «Экономике и этике» и вы сразу увидите это своеобразие писательского замысла и его воплощения: «Эти записи — о стиле хозяйственной работы. Понятие сложное, к нему не под ступиться с одними только деловыми, экономическими или организационными кри териями. Стиль работы — это и культура тру да и понимание социальной психологии участников производства. Но, безусловно, это еще и категория нравственная, не да ром один из очерков на эту тему назван так: «Экономика морали и мораль экономи ки». Эти понятия действительно неразрывно переплетены друг с другом, это — наша жизнь». И далее: «Несмотря на фрагментар ность этих заметок, не посягающих на охват всей проблемы в целом, они в конце концов выстраиваются в единый ряд. Их объединяют мысли о дальнейшем развитии экономической реформы, но в гой же ме ре — о писательском долге». Да, пожалуй, лучше, точнее об очерках В. Канторовича и не скажешь! Ведь если слегка перефразировать его слова из после словия к той же «Экономике и этике», то и в самом деле: призывая к борьбе с суеслови ем, иронизируя над «пятиминутками», где понапрасну растрачиваются многие челове ко-часы рабочего времени, горько пережи вая малую деловитость иных наших хо зяйственников, он ведет речь и об экономи ческих и об этических проблемах одновре менно. Не менее обстоятельно, хотя и кратко, автор излагает свою цель и методы ее до- достижения в предисловии к «Социологии и литературе», а в послесловии к этому инте реснейшему эссе (то и другое выделено в очерках курсивом) как бы суммирует свои наблюдения. Он ставит целью «познакомить читателя с теми конкретными социологиче скими исследованиями, которые подсказы вают публицистические выводы и в то же время подтверждают, дополняют или опро вергают собственный писательский опыт, сделанные наблюдения и обобщения». Для не го совсем не просто, но крайне валено хотя бы пунктиром обозначить стыки, взаимосвя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2