Сибирские огни № 06 - 1971
В. ЗЕЛЕНСКИЙ Оружиекя л и т е р а т у р ы В наши дни сравнительно не сложно за браться даже в такую дальнюю даль, как Сахалин или Курильские острова. Теперь эти места посещают и просто туристы, не говоря уже о пишущих и вещающих. А бла годаря последним информация о жизни островов стала доступна любому и каждо му. Кто не наслышан, к примеру, о знаме нитой сайровой путине, о рыбоконсервном комбинате на острове Шикотан, куда еже годно съезжаются «по вербовке» сотни и тысячи сезонников, а также студентов, про водящих здесь свой трудовой семестр? Словом, читали, знаем кое-что о рыба ках и рыбке и, кстати, не только по расска зам романтиков. Вспоминается очерк моло дого журналиста, который в порядке освое ния темы сам плавал на рыболовном сейне ре, стоял у разделочного конвейера, жил в бараке для вербованных. Что ж, он доволь но красочно описал нелегкий, поистине ге роический труд рыбодобытчикоз, их мало устроенный быт, не побоялся обнажить не которые несимпатичные черты тамошних по рядков. Возникшие в моем читательском воображении картины вызывали определен ное беспокойство, которое усиливалось тем, что автор даже не пытался разобраться в причинах осуждаемых явлений. «Так есть на самом деле», констатировал он, словно приглашая читателей поехать на этот край земли, чтобы увидеть все своими глазами. Представьте себе, ни расстояния, ни гряду щие трудности, ни тем более соблазнитель ная простота нравов некоторой части вре менных островитян не отпугивают сезон ников, особенно молодежь. Едут, преодоле вают трудности, смотрят на все своими гла зами, возвращаются, иные едут на следу- щий год снова, чаше же приезжают другие. А дальше что? По-настоящему увидеть, понять и почув ствовать правду жизни мне, читателю, по мог не тот субъективно честный, но поверх ностный наблюдатель-очевидец, а писа тель, обладающий зорким взглядом иссле дователя и художнической способностью к сопереживанию, писатель-публицист. Читая новую книгу Владимира Канторо вича1, которая открывается как раз очерка ми о Сахалине и Курилах («Сезонники»), не можешь оставаться просто любознатель ным читателем, хотя в ней много и чисто познавательного материала. Книга волнует, возбуждает мысль. Она — социальна. Перед нами целая галерея портретов. Вот юноша — романтик: у него «ненасыт ный интерес ко всему новому, незнакомо му и страстная жажда дружбы с бывалы ми людьми». Вот «неторопливый, хозяйственный па рень» из деревни, который про себя говорит так: — Где ни жить — работать. Поработаю и на Сахалине. Чудной остров... Третий сезонник «похож на азартного игрока, который надеется на выигрыш, но заранее оправдывает и риск»... На Саха лине он рассчитывает крепко подзарабо тать, а на случай неудачного лова рыбы обезопасил себя неким количеством чесно ку, привезенного с «Большой земли» на про дажу. Есть в этой галерее и матрос с москов ской пропиской — квалифицированный ра бочий, а в душе мещанин, завербовавший ся на год—два ради того, чтобы скорее ско лотить энную сумму на покупку дорогого мебельного гарнитура. И «нервный мужчи на средних лет с потасканной физионо мией»—мелкий стяжатель и пропойца, и вертлявый паренек, недавний ремесленник- готовый «за крепкие дублоны... вкалы вать не хуже другого трудяги», и молчали вый человек, бежавший куда глаза глядят из-за крушения в «личной жизни», и •В . К а н т о р о в и ч . Глазами литератора. Социологические очерки. М., «Сов. писатель», 1970.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2