Сибирские огни № 06 - 1971
риал для произведений эпического размаха» (с. 92). Еще одна важная проблема — историзм в изображении событий Великой Отечест венной войны. В. Щербина справедливо пи шет о том, что на эти события необходимо смотреть глазами человека сегодняшнего дня. Однако при этом недопустима какая- либо «модернизация», нужно «тщательное соблюдение истины прошлого», ибо в про тивном случае происходит «превращение людей прошлого в схематические фигуры, иллюстративно обслуживающие интересы другого времени» (с. 93). Не обходит исследователь и принципы изображения человека в художественной литературе о войне. Здесь возможно, по мысли автора, и патетико-романтическое воплощение героя и сугубо реалистическое. В. Щербина дает убедительный и ориги нальный анализ произведений об Отчествен- ной войне, раскрывая многообразие худо жественных способов воплощения советско го человека, его героического характера. Статья Г. Ломидзе «Нравственные исто ки подвига», построенная на материале многонациональной советской литературы, логически продолжает статью В. Щербины. Отрицая понимание героического, как исключения из нормального состояния пси хики, как проявления иррационального, Г. Ломидзе подчеркивает, что в основе ге роического деяния заложена, как правило, социальная направленность. Правда, гово рит автор статьи, нельзя отрицать и «воз можность величия духа вообще, привлека тельность выдержки, самоотвержения, пусть они не всегда продиктованы интересами об щества, а вызваны личными потребностями человека» (с. 108). В качестве примера при водится рассказ Д. Лондона «Любовь к жизни», так понравившийся В. И. Ленину. Г. Ломидзе, утверждая социальную на правленность героического подвига совет ского человека, отмечает, что уже в мирной жизни были заложены социально-психоло гические основы героизма. «В этом смысле война — продолжение мирной жизни чело века в иных, заостренных до предела усло виях, суровейшая проверка его социальных качеств» (с. ПО). Конкретный анализ отдельных произве дений дает возможность автору показать психологическую сложность героического подвига в разных обстоятельствах жизни и борьбы. В статье А. Абрамова «Лирика и эпос миллионов» проанализированы жанрово стилевые особенности поэзии Великой Оте чественной войны. В годы войны, замечает А. Абрамов, «поэзия отвечала на возникаю щие задачи не только освоением новых тем, но и углублением самого художественного метода, расширением путей поэтического раскрытия человека» (с. 144). Глубоко рассмотрены в статье «малые» жанры и поэма. Выясняя особенности исторической об становки, в которой возникли поэмы, А. Аб рамов характеризует их с жанровой точки зрения как «лирический эпос», соглашаясь в этом отношении с определением Л. Поляк. Однако он считает, что лирическая стихия не размывала жанровые границы поэмы. Наоборот, лирическая струя, оттесняя «опи сание» на второй план, и являлась формо образующим элементом, ибо жанровое свое образие поэмы определялось задачами вой ны, а война «требует не столько, чтобы ее описывали, сколько чтобы ее поддерживали» (с. 165). Вместе с тем, создавались в это время и собственно эпические поэмы, которые те оретически считались невозможными, пока «описываемое событие еще не закончено» (И. Эренбург). «Наивысший тип эпопеи,— пишет А. Абрамов,— война дала в форме как бы самостоятельных эпических эпизо дов, объединенных не просто одним героем, но родством эпического героя и героя лири ческого (самого автора), которые нередко говорят друг за друга» (с. 165). Такая структура привела к усилению начал лирики, авторского сознания в ра скрытии эпического героя. В заметках о военных мемуарах и воен ной прозе («Минувшее мы вновь пережи ваем») В. Панков обращается к важной проблеме использования художниками сло ва литературы «фактов». Справедливо заключение, что вопрос о творческом взаимодействии прозы с мемуа рами актуален, т. к. «здесь проходит одна из важнейших магистралей дальнейшего осмысления военной темы» (с. 183) . В работе А. Когана «Четверть века спу стя» исследованию подвергаются некоторые издания научного характера («Литературное наследство», т. 78), сборники произведений военных лет (например, «В редакцию не вернулся», «Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне», «Двадцать лет спустя» и др.), в которых опубликованы произведения «двойной судьбы», прорвав шиеся «сквозь время», чтобы обогатить «наш сегодняшний опыт — жизненный, идейный, душевный, эстетический» (с. 185). Анализируя художественные создания, относящиеся к периоду войны, автор рас крывает силу их идейно-поэтического воз действия на читателя. При этом он строго учитывает временную дистанцию, которая выступает как важный момент исследова ния. Критик стремится в широкой перспек тиве подать читателю не только «историю фактов», но и «историю чувств». Оригинальный аспект в общую проблем ную структуру сборника вносит интересная статья Ж. Фоминой «Осмыслено временем» об антифашистской теме в произведениях писателей ГДР. Рецензируемый раздел достаточно полно освещает назревшие проблемы, связанные с литературой о войне. С этой точки зрения он весьма «представителен». И все-таки хо телось бы видеть в его составе статью (или статьи) о традициях русской, советской и мировой литературы в произведениях на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2