Сибирские огни № 06 - 1971

риал для произведений эпического размаха» (с. 92). Еще одна важная проблема — историзм в изображении событий Великой Отечест­ венной войны. В. Щербина справедливо пи­ шет о том, что на эти события необходимо смотреть глазами человека сегодняшнего дня. Однако при этом недопустима какая- либо «модернизация», нужно «тщательное соблюдение истины прошлого», ибо в про­ тивном случае происходит «превращение людей прошлого в схематические фигуры, иллюстративно обслуживающие интересы другого времени» (с. 93). Не обходит исследователь и принципы изображения человека в художественной литературе о войне. Здесь возможно, по мысли автора, и патетико-романтическое воплощение героя и сугубо реалистическое. В. Щербина дает убедительный и ориги­ нальный анализ произведений об Отчествен- ной войне, раскрывая многообразие худо­ жественных способов воплощения советско­ го человека, его героического характера. Статья Г. Ломидзе «Нравственные исто­ ки подвига», построенная на материале многонациональной советской литературы, логически продолжает статью В. Щербины. Отрицая понимание героического, как исключения из нормального состояния пси­ хики, как проявления иррационального, Г. Ломидзе подчеркивает, что в основе ге­ роического деяния заложена, как правило, социальная направленность. Правда, гово­ рит автор статьи, нельзя отрицать и «воз­ можность величия духа вообще, привлека­ тельность выдержки, самоотвержения, пусть они не всегда продиктованы интересами об­ щества, а вызваны личными потребностями человека» (с. 108). В качестве примера при­ водится рассказ Д. Лондона «Любовь к жизни», так понравившийся В. И. Ленину. Г. Ломидзе, утверждая социальную на­ правленность героического подвига совет­ ского человека, отмечает, что уже в мирной жизни были заложены социально-психоло­ гические основы героизма. «В этом смысле война — продолжение мирной жизни чело­ века в иных, заостренных до предела усло­ виях, суровейшая проверка его социальных качеств» (с. ПО). Конкретный анализ отдельных произве­ дений дает возможность автору показать психологическую сложность героического подвига в разных обстоятельствах жизни и борьбы. В статье А. Абрамова «Лирика и эпос миллионов» проанализированы жанрово­ стилевые особенности поэзии Великой Оте­ чественной войны. В годы войны, замечает А. Абрамов, «поэзия отвечала на возникаю­ щие задачи не только освоением новых тем, но и углублением самого художественного метода, расширением путей поэтического раскрытия человека» (с. 144). Глубоко рассмотрены в статье «малые» жанры и поэма. Выясняя особенности исторической об­ становки, в которой возникли поэмы, А. Аб­ рамов характеризует их с жанровой точки зрения как «лирический эпос», соглашаясь в этом отношении с определением Л. Поляк. Однако он считает, что лирическая стихия не размывала жанровые границы поэмы. Наоборот, лирическая струя, оттесняя «опи­ сание» на второй план, и являлась формо­ образующим элементом, ибо жанровое свое­ образие поэмы определялось задачами вой­ ны, а война «требует не столько, чтобы ее описывали, сколько чтобы ее поддерживали» (с. 165). Вместе с тем, создавались в это время и собственно эпические поэмы, которые те­ оретически считались невозможными, пока «описываемое событие еще не закончено» (И. Эренбург). «Наивысший тип эпопеи,— пишет А. Абрамов,— война дала в форме как бы самостоятельных эпических эпизо­ дов, объединенных не просто одним героем, но родством эпического героя и героя лири­ ческого (самого автора), которые нередко говорят друг за друга» (с. 165). Такая структура привела к усилению начал лирики, авторского сознания в ра­ скрытии эпического героя. В заметках о военных мемуарах и воен­ ной прозе («Минувшее мы вновь пережи­ ваем») В. Панков обращается к важной проблеме использования художниками сло­ ва литературы «фактов». Справедливо заключение, что вопрос о творческом взаимодействии прозы с мемуа­ рами актуален, т. к. «здесь проходит одна из важнейших магистралей дальнейшего осмысления военной темы» (с. 183) . В работе А. Когана «Четверть века спу­ стя» исследованию подвергаются некоторые издания научного характера («Литературное наследство», т. 78), сборники произведений военных лет (например, «В редакцию не вернулся», «Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне», «Двадцать лет спустя» и др.), в которых опубликованы произведения «двойной судьбы», прорвав­ шиеся «сквозь время», чтобы обогатить «наш сегодняшний опыт — жизненный, идейный, душевный, эстетический» (с. 185). Анализируя художественные создания, относящиеся к периоду войны, автор рас­ крывает силу их идейно-поэтического воз­ действия на читателя. При этом он строго учитывает временную дистанцию, которая выступает как важный момент исследова­ ния. Критик стремится в широкой перспек­ тиве подать читателю не только «историю фактов», но и «историю чувств». Оригинальный аспект в общую проблем­ ную структуру сборника вносит интересная статья Ж. Фоминой «Осмыслено временем» об антифашистской теме в произведениях писателей ГДР. Рецензируемый раздел достаточно полно освещает назревшие проблемы, связанные с литературой о войне. С этой точки зрения он весьма «представителен». И все-таки хо­ телось бы видеть в его составе статью (или статьи) о традициях русской, советской и мировой литературы в произведениях на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2