Сибирские огни № 06 - 1971
в. одиноков □ П аф о с г е р о и ч е с к о г о Сборник «Литература великого подви га»,1 подготовленный Институтом мировой литературы имени А. М. Горького АН СССР, включает многообразные материалы, раз личные по проблематике и жанровым при знакам. Но все они объединены одной «сквозной» идеей, которая отчетливо выра жена в предисловии к книге: «Сборник готовился с целью сосредоточить основное внимание на том, что сегодня, в условиях острой идеологической борьбы двух миров, представляется наиболее важным, сущест венным в разработке военной темы. И прежде всего — на ее героическом аспек те» (с. 5). Открывается книга «словом» писателей о военной теме, которая вот уже более чет верти века в строю советской литературы. Навечно в строю и писатели-воины, павшие на фронтах Отечественной войны и ныне здравствующие, для которых героическое прошлое — неисчерпаемый источник творче ства. О нем они и говорят в ответах на анке ту журнала «Вопросы литературы», пред ложенную редакцией в канун 20-летия Победы над гитлеровской Германией. М. Алексеев, О. Берггольц, С. Наровча тов, К. Симонов, С. Смирнов и другие пи сатели делятся мыслями о том, почему спустя много лет после войны они вновь и вновь возвращаются к военной тематике, что их особенно волнует, как помогает лич ный опыт в осмыслении военного прошлого, какие традиции русской, советской и миро вой литературы им особенно близки. Такое своеобразное вступление к сборни ку вводит читателя в творческий мир ху дожника, «заражает» его мыслями и чув ствами. Интересен и чисто теоретический аспект этих публикаций. Они дают богатый материал для осмысления современного литературного процесса и для характеристи 1 Литература великого подвига. Великая Оте чественная война в советской литературе. М., «Художественная литература», 1970* ки отдельных творческих индивидуаль ностей. Второй раздел «Война и проблемы лите ратуры» состоит из литературоведческих статей. «Пафос героического» — так озаглавле на статья В. Щербины, являющаяся ключе вой в данном разделе. В ней выдвигаются сложные идейно-художественные проблемы, связанные с раскрытием темы Великой Оте чественной войны в русской советской ли- ратуре. Тут прежде всего следует выделить проблему героизма в ее социально-общест венной и индивидуально-психологической специфике. В. Щербина отрицает тео рию «безгероичности». Вместе с тем, он и против упрощения трактовки героизма, про тив шаблона и «плакатности». Автор подробно останавливается на так называемых «кризисных ситуациях», когда человек на войне оказывается лицом к ли цу со смертью, на «грани бытия и небытия, на пределе всех своих сил, когда во всей полноте раскрывается его подлинная сущ ность» (с. 83). Антиреалистические теории «отдают» че ловека в такие моменты во власть инстинк тов, непреодолимых внутренних движений. В советской литературе, отмечает автор, эта проблема освещается иначе. Даже в тех случаях, когда сила приказа, принужде ния, контроля отсутствует, когда герой сто ит перед судом только собственной совести, он выступает как «общественный человек», обнаруживает «неразрывность связей... со своим народом, партией, государством» (с. 84). Затрагивает автор и проблему эпическо го и лирического начал в советской литера туре. Он полемизирует с теми, кто считает, что эпичность изжила себя и на смену ей приходят лирические формы. «Эпичность,— утверждает исследователь,— характерная черта советского искусства. И героика все народной борьбы дает богатейший мате
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2