Сибирские огни № 06 - 1971

в. одиноков □ П аф о с г е р о и ч е с к о г о Сборник «Литература великого подви­ га»,1 подготовленный Институтом мировой литературы имени А. М. Горького АН СССР, включает многообразные материалы, раз­ личные по проблематике и жанровым при­ знакам. Но все они объединены одной «сквозной» идеей, которая отчетливо выра­ жена в предисловии к книге: «Сборник готовился с целью сосредоточить основное внимание на том, что сегодня, в условиях острой идеологической борьбы двух миров, представляется наиболее важным, сущест­ венным в разработке военной темы. И прежде всего — на ее героическом аспек­ те» (с. 5). Открывается книга «словом» писателей о военной теме, которая вот уже более чет­ верти века в строю советской литературы. Навечно в строю и писатели-воины, павшие на фронтах Отечественной войны и ныне здравствующие, для которых героическое прошлое — неисчерпаемый источник творче­ ства. О нем они и говорят в ответах на анке­ ту журнала «Вопросы литературы», пред­ ложенную редакцией в канун 20-летия Победы над гитлеровской Германией. М. Алексеев, О. Берггольц, С. Наровча­ тов, К. Симонов, С. Смирнов и другие пи­ сатели делятся мыслями о том, почему спустя много лет после войны они вновь и вновь возвращаются к военной тематике, что их особенно волнует, как помогает лич­ ный опыт в осмыслении военного прошлого, какие традиции русской, советской и миро­ вой литературы им особенно близки. Такое своеобразное вступление к сборни­ ку вводит читателя в творческий мир ху­ дожника, «заражает» его мыслями и чув­ ствами. Интересен и чисто теоретический аспект этих публикаций. Они дают богатый материал для осмысления современного литературного процесса и для характеристи­ 1 Литература великого подвига. Великая Оте­ чественная война в советской литературе. М., «Художественная литература», 1970* ки отдельных творческих индивидуаль­ ностей. Второй раздел «Война и проблемы лите­ ратуры» состоит из литературоведческих статей. «Пафос героического» — так озаглавле­ на статья В. Щербины, являющаяся ключе­ вой в данном разделе. В ней выдвигаются сложные идейно-художественные проблемы, связанные с раскрытием темы Великой Оте­ чественной войны в русской советской ли- ратуре. Тут прежде всего следует выделить проблему героизма в ее социально-общест­ венной и индивидуально-психологической специфике. В. Щербина отрицает тео­ рию «безгероичности». Вместе с тем, он и против упрощения трактовки героизма, про­ тив шаблона и «плакатности». Автор подробно останавливается на так называемых «кризисных ситуациях», когда человек на войне оказывается лицом к ли­ цу со смертью, на «грани бытия и небытия, на пределе всех своих сил, когда во всей полноте раскрывается его подлинная сущ­ ность» (с. 83). Антиреалистические теории «отдают» че­ ловека в такие моменты во власть инстинк­ тов, непреодолимых внутренних движений. В советской литературе, отмечает автор, эта проблема освещается иначе. Даже в тех случаях, когда сила приказа, принужде­ ния, контроля отсутствует, когда герой сто­ ит перед судом только собственной совести, он выступает как «общественный человек», обнаруживает «неразрывность связей... со своим народом, партией, государством» (с. 84). Затрагивает автор и проблему эпическо­ го и лирического начал в советской литера­ туре. Он полемизирует с теми, кто считает, что эпичность изжила себя и на смену ей приходят лирические формы. «Эпичность,— утверждает исследователь,— характерная черта советского искусства. И героика все­ народной борьбы дает богатейший мате

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2