Сибирские огни № 06 - 1971
его от верной гибели. В Викторе заметнее всего шевелится неприязнь, чувство брезгли вости. «Что может знать этот бывший соп ливый парень, нацепивший сейчас себе в петлицы полковничьи знаки различия!»— думает он о Тимофее при встрече. Для Тимофея Бурмакина именно те пер вые трудные шаги в годы гражданской вой ны приобретают особый смысл, они ему близ ки до щемящей боли в сердце. Это не про сто воспоминание, а нечто большее, оно помогает Тимофею в критический момент сохранить самообладание, силы и волю к жизни. Сейчас, как и тогда, ответственность за судьбы людей, находящихся в самолете, всей тяжестью ложится на Тимофея. Виктор, как и много лет тому назад, струсил, оста вив на произвол судьбы тяжело раненных ради спасения собственной шкуры. «Вот как снова в жизни сошлось,— думает Бурма кин.— Капитан Рещиков просил когда-то: «Выведи, парнишка, выведи!» Он вывел. И не жалеет об этом. Потому что капитан Рещиков был честный человек. Сегодня почти такими же словами просил сын его, Виктор: «Выведи!» Но он прогнал его прочь. И тоже не жалеет об этом. Потому что Вик тор опозорил честное имя отца». Заметно расширяется во второй книге романа «Философский камень» не только диапазон временной. С. Сартаков довольно основательно знакомит читателя с жизнью семьи Мешковых, образами Мордария Си- доровича и его жены Полины Осиповны, едва намеченных в первой книге романа. Отнюдь не издалека видит читатель неспо койную жизнь их на дальневосточной гра нице. Немало живых черточек приобретает во второй книге образ начальника военной школы Анталова. За суровой строгостью и внешней сухостью проглядывает образ че ловека большой души. Теперь он оказывает ся пониженным в должности за свои «про махи» Известно, однако, в каких бы ран гах ни ходил человек крупного масштаба, он всегда остается самим собой. Анталов и в этом трудном и сложном для себя поло жении остается воспитателем, наставником и помощником даже в самых запутанных делах своих курсантов. М. Горький как-то заметил: «Каждый изображаемый человек подобен руде, он формируется и деформируется при опреде ленной идеологической температуре». Анта лов и комиссар Васенин во многом и опре деляют ту «идеологическую температуру», при которой формировался Тимофей. Идей но-художественную значимость этих персо нажей в романе трудно переоценить. В этой связи комиссару Васенину и в первой, и во второй книге романа С. Сартакова вполне оправданно отводится немало места. Однако видится он (Васенин) по преимуществу как- то издалека. Дело не в том, что Тимофей живет в Москве, а комиссар — на Дальнем Востоке, и названые братья лишь мысленно или в письмах общаются друг с другом, а в том, что в размышлениях своих, разгово рах и письмах к Тимофею Васенин очень редкс оживает, слова его часто звучат книж но, отвлеченно и назидательно. Немало места отводит автор во второй книге романа жизни колчаковских солдат, бежавших в годы гражданской войны в Маньчжурию. И Федор, и Ефрем стреляли в красных, каждый из них имеет свои сче ты с той землей, что простерлась на многие тысячи километров от маньчжурской грани цы. Жизнь их обречена уж потому, что шты ки своих винтовок они направили против родной земли. Тяжело переживает это Ефрем Косоуров. Он хорошо понимает свою обреченность, но пока не может порвать с той жизнью, на которую сам себя и обрек. Лаконично, емко выписаны эти два пер сонажа. И все-таки сюжетная линия Федо ра — Ефрема не входит органически в ро ман, она остается интересной, художествен но-выразительной, но все же необязатель ной частью этого произведения... Неменьший ущерб книге наносит скоро- V пись, информационность о каких-то сущест венных сторонах жизни персонажей. Так, Тимофей весьма бегло вспоминает: «Совсем уже~"И5реалыIым представилось все, что произошло после его возвращения из Испа нии. Награждение орденом Ленина. Корот кая беседа в наркомате, прочитанный ему приказ о присвоении звания полковника. Поспешный выезд на аэродром...» Кстати, в таком же «нереальном» плане повествует ся в книге и о пребывании Тимофея в Ис пании. Не избежал подобных просчетов в своем романе и А. Иванов. Как уже отмечалось, образ Ивана Савельева, необычайно важ ный для прояснения основной идеи книги, дан схематично, мотивировка его поступков намного слабее, чем обоснование всего пути Федора. Но вместе с этим немало страниц книги отводится персонажам, связь которых с общим развитием действия и мысли рома на трудно улавливается. Что проясняют, например, бесконечные воровские похожде ния Макара Кафтанова и Петра Зубова? На мой взгляд, неоправданно много места занимает и Аникей Елизаров, которому ав тор счел необходимым придать и солид ную предысторию. Не отсюда ли про истекает нежелательная беглость, поверхно- ' стность, недостаточное проникновение во : внутренний мир героев, несущих значитель- ] но большую идейную и художественную на грузку? Над этим стоит задуматься. Эстетиче ская взыскательность необходима и при | разговоре о таких добротных книгах, как | романы С. Сартакова «Философский камень» I и А. Иванова «Вечный зов», несомненно яв ляющихся заметным вкладом в советскую I литературу сегодняшнего дня. 12 Сибирские огни № 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2