Сибирские огни № 06 - 1971
«Усиливается война умов. Ум — вот но вое оружие...». К такому выводу Тимофей Бурмакин приходит опять-таки раньше, чем его сверстники из Худоеланской. И та лю бознательность, жажда все новых и новых знаний, которая свойственна Тимофею, тоже одна из верных примет времени и того по коления, которое после долгой темноты и придавленности вырвалось к свету, обрело возможность приобщиться к великому на следию человеческого разума. В этой связи особую роль в романе при обретают книги и дневники капитана Реши- кова. Чемоданы с этим богатством — харак терная для детектива деталь, способствую щая остросюжетному повествованию. Но, вместе с этим, острая сюжетная ситуация помогает писателю с большой силой рас крыть социально нравственную сущность сво их героев. Отношение к поискам Рещикова, его жажде познать мир, находкам и заблуж дениям оказывается своеобразным мери лом человеческой ценности каждого ■ из героев. Тимофея еще в ранней юности захваты вают тетради этого человека своей таинст венностью: а вдруг в непонятных знаках и схемах заключена великая тайна. А Володе Свореню во всем этом видится не больше, как «мура беляцкая». Тимофей, как и ко миссар Васенин, не может отмахнуться от мучительных сомнений неутомимого искате ля, хотя со временем ему становятся понят ны и слабости капитана, пришедшего к от чаянию от множества вопросов и таинст венных явлений жизни. «Н-дэ,— замечает комиссар,— похвальная одержимость. Быть бы человеку крупным ученым. Не в ту сто рону направил он свой талант. Вместо света в тьму полез, в мистику...» Для карателя Куцеволова Решиков — «альтруист паршивый... чернокнижник!». И в его устах все это звучало как самое стыдное ругательство. Белогвардейцу, бе жавшему в Маньчжурию, чемоданы Рещико ва тоже не дают покоя потому, что, по его мнению, они набиты золотом. Даже сына капитана Рещикова — Вик тора-Вацлава, живущего теперь в Чехосло вакии, привлекает в наследии отца нечто, способное принести ему личную выгоду. Мальчишкой он объяснял таежному парень ку, что освоить загадочные книги отца — значит научиться из простого свинца вы плавлять золото. Теперь Вацлава, закончившего универси тет и готовящегося стать дипломатом, по существу, в наследии отца интересует то же самое. Работы отца могли бы облегчить ему дипломатическую карьеру: «Своеобразие философских суждений, оригинальный взгляд на сущность мироздания, взгляд ре лигиозный и одновременно атеистический, способность гипноза — магнетического воз действия на окружающих — все это так приманчиво в человеке, посвятившем себя профессии дипломата. И это пришло бы вместе с оукописями отца». Если Тимофей видит в последнем эпизоде жизни Рещикова трагический, но честный итог его жизни, то Виктор не может по стичь самоубийства отца: граница была ря дом, а он ее не перешел, как другие. Это и понятно. Ведь Виктор давно уже утратил связь с Россией, не обрел он Родины в под линном смысле этого слова и в Чехослова кии. Родные просторы российские, давшие жизнь Виктору, и ставшая ему второй ро диной Чехословакия, улицы и площади Пра ги для него всего лишь «обыкновенная зем ля», почва, на которой растет трава. При этом он не испытывает угрызений совести, мучений ностальгии, ведь «он никакого зла ни своей прежней, ни своей новой родине не желал и не готовил». Если Тимофея захватывает страсть к познанию, которая владела умом Рещикова, то Виктора привлекает отнюдь не это, а возможность с помощью дневников и работ отца «овладеть неизведанными демонически ми силами» и встать над людьми. Способность Виктора-Вацлава иметь две родины, двух отцов, два имени, двух люби мых женщин, быть одновременно и религи озным, и атеистом постепенно делает его политически бесцветным, выхолащивает из него все человеческое. Когда над Чехосло вакией нависла тень фашизма, Виктор ос тается верен себе. На вопрос товарища, на каком полюсе должен находиться честный человек, на полюсе правды и справедливо сти или лжи и насилия, он цинично отшу чивается: «На экваторе. Там теплее всего». Разумеется, Вацлав не удерживается на теплом экваторе. Как-то ужиная в рестора не, Виктор под напором фашиствующего молодчика, дабы избежать скандала, слегка приподнимает правую руку и вполголоса произносит — «Хайль Гитлер!». Слушая да лее бредовые рассуждения своего пьяного собеседника, он с «сочувствием, потом и с восторгом следовал за витийствами Пахмя- на. И когда тот оборвал речь, Виктор креп ко пожал ему руку». Такова логика развития характера Вик тора, такова логика жизни Все это напрочь отделяет Виктора не только от того, что дорого Тимофею Бурмакину, но и от того ясного и разумного, что было в мучитель ных поисках отца его — капитана Рещикова. Так, типичная для детектива сюжетная линия оказывается чрезвычайно важным средством раскрытия характеров многих « героев —^В торая книга романа «Философский ка мень» чаще, чем первая, обращает читателя в прошлое. И эти экскурсы во многом «до писывают» героев, полнее и убедительнее раскрывают их характеры. Интересно, что для Виктора имеют цену те воспоминания, которые связаны с его жизнью в Праге. Все, что было до этого, в глазах его не имеет смысла. Ничего, кро ме ужаса, не осталось у Виктора от тех дней, когда судьба свела его в годы граж данской войны с Тимофеем. Даже элемен тарного чувста благодарности не осталось у него к человеку, который, в сущности, спас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2