Сибирские огни № 06 - 1971

несколько иные стороны жизни, нежели А. Иванов. Пафос романа «Философский камень» не в раскрытии истории «опусто­ шенной души» (так писали о романе «По­ витель»), а в стремлении дать социально­ нравственный портрет целого поколения советских людей, обретавшего свое место в новой действительности в первые послеок­ тябрьские годы.,- (Какой -эпизод романа «Философский камень» мы бы ни взяли, о каком бы герое этого произведения ни заговорили, мы не сможем обойти узловой проблемы книги — проблемы формирования личности. И в этом отношении роман С. Сартакова оказывает­ ся в самом фарватере сегодняшнего дня советской литературы. Центром, к которому сходятся все нити романа, является, несомненно, Тимофей Бурмакин. Щедро преподносит ему жизнь испытания. При попытке к бегству убит его отец, политкаторжанин, в годы гражданской войны от руки карателя Куцеволова гибнет его мать. Жажда мести приводит пятнад­ цатилетнего паренька в Красную Армию, где и начинается его человеческое и граждан­ ское становление. О многом заставляет за­ думаться Тимофея комиссар Васенин, сама служба в армии ставит каждодневно перед ним множество вопросов, споры со своим товарищем Своренем, которому свойственно бездумное и незаинтересованное отношение к людям и событиям своего времени, оттачи­ вают мироощущение Тимофея, заставляют по-иному увидеть мир. понять его и осмы­ слить. Быть может, самая большая победа Бурмакина, это его нравственная победа над самим собой—-не оберегать себя трус­ ливо ложью. Он приходит к выводу: «Смысл жизни неотделим от высокого до­ стоинства человеческого. Если жить — так быть человеком! Гордо нести свою голову». Во многом меняется идейно-нравствен­ ный облик Тимофея. Первая книга романа завершается эпизодом, когда возмездие свершилось — скрывающийся под маской советского служащего Петунина каратель Куцеволов в результате борьбы с Тимофеем оказался под поездом. Уйди от этого темно­ го и безлюдного места Бурмакин, и никто никогда не узнал бы о том, какая драма здесь разыгралась в ненастную ночь. Одна­ ко Бурмакина теперь не может удовлетво­ рить такая месть, ему нужна победа в от­ крытом бою, и не его личное возмездие, а возмездие народное. И он вступает в такой бой, чреватый для него серьезной опасно­ стью: ведь доказать, что следователь Пету­ нии и есть бывший каратель Куцеволов — почти невозможно. И все-таки сомнения ре­ шительно отметаются Тимофеем: «Да если даже ты не сумеешь доказать свою правоту и ты на пути к правде потерпишь пораже­ ние в первой схватке, ты будешь чист, со­ весть твоя будет чиста-, потому что ты бился за правду. И разве это не самое дорогое — чистая совесть’ И разве это не самая пер­ вейшая обязанность человека— защищать правду?» Во всех поступках и мыслях Тимофея наиболее сильно проявляется прямота и бес­ компромиссность. По велению своей совести он бросается в нравственные столкновения прежде, чем взвесит все обстоятельства «за» и «против». Размышления о шансах на по­ беду в таких столкновениях приходят к не­ му уже после того, как объявлена война. Так поступает Тимофей, когда он, кур­ сант военной школы, хлопочет перед худо- еланской комсомольской ячейкой о «беляч- ке» Людмиле Рещиковой, вступается за курсанта Гуськова, родственники которого ошибочно названы «твердозаданцами». Так поступает позднее полковник Бурмакин, ког­ да он, не задумываясь, идет на решитель­ ную борьбу за Виктора Рещикова, ставше­ го теперь гражданином буржуазной Чехо­ словакии и предпочитающего остаться для Тимофея «случайным попутчиком». Нако­ нец, столь же бескомпромиссно, порою до прямолинейности, ведет Бурмакин споры со своими антиподами. Если соотнести образ Тимофея Бурмакина со своим временем, с другими персонажами книги «Философ­ ский камень», то станет ясно, что и в этих качествах Тимофея проявляются характер­ ные особенности людей, формировавшихся в годы суровых народных испытаний, когда вопрос «быть или не быть» стоял отнюдь не в философском плане. И б самом деле, разве не от той же бескомпромиссности и прямолинейной не­ примиримости проистекает решительное не­ приятие Людмилы Рещиковой худоелански- ми комсомольцами? Тимофей тоже ведь не- застрахован от ошибок, подобных той, ко­ торую совершили худоеланские ребята, н& рассмотрев многое в судьбе Людмилы. Од­ нако Тимофей прошел настоящую школу социальной зоркости и пристального, заин­ тересованного отношения к людям у комис­ сара Васенина, который умел и в самые суровые годы гражданской войны внима­ тельно приглядываться к каждому человеку и учить этому своего названного брата. «Врага, который идет на тебя фронтом, действительно не раздумывая надо уничто­ жать подряд,— говорит Васенин Тимофею,— а вот когда перед тобой стоит один, отдель­ ный человек, полезно все же разобраться: насколько он опасный враг и нельзя ли из него нормального человека сделать». Когда секретарь худоеланской комсо­ мольской ячейки Анна Губина, наиболее не­ примиримо относившаяся к Людмиле, во всем разобралась, она с такой же страст­ ностью встает на защиту Людмилы и Ти­ мофея, в искренности и честности которых теперь убедилась. Поступить так заставляет Анну та же прямота и бескомпромиссная честность, которая столь же беспощадна к своим собственным ошибкам, как и к ошиб­ кам других. И напрасно, пожалуй, автор на­ стойчиво выдвигает еще один мотив, руко­ водивший поступками Анны Губиной — рев­ ность, которая, мол, тогда внушала слепую ненависть к Людмиле, а теперь, после за­ мужества Анны, начисто исчезла.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2