Сибирские огни № 06 - 1971
несколько иные стороны жизни, нежели А. Иванов. Пафос романа «Философский камень» не в раскрытии истории «опусто шенной души» (так писали о романе «По витель»), а в стремлении дать социально нравственный портрет целого поколения советских людей, обретавшего свое место в новой действительности в первые послеок тябрьские годы.,- (Какой -эпизод романа «Философский камень» мы бы ни взяли, о каком бы герое этого произведения ни заговорили, мы не сможем обойти узловой проблемы книги — проблемы формирования личности. И в этом отношении роман С. Сартакова оказывает ся в самом фарватере сегодняшнего дня советской литературы. Центром, к которому сходятся все нити романа, является, несомненно, Тимофей Бурмакин. Щедро преподносит ему жизнь испытания. При попытке к бегству убит его отец, политкаторжанин, в годы гражданской войны от руки карателя Куцеволова гибнет его мать. Жажда мести приводит пятнад цатилетнего паренька в Красную Армию, где и начинается его человеческое и граждан ское становление. О многом заставляет за думаться Тимофея комиссар Васенин, сама служба в армии ставит каждодневно перед ним множество вопросов, споры со своим товарищем Своренем, которому свойственно бездумное и незаинтересованное отношение к людям и событиям своего времени, оттачи вают мироощущение Тимофея, заставляют по-иному увидеть мир. понять его и осмы слить. Быть может, самая большая победа Бурмакина, это его нравственная победа над самим собой—-не оберегать себя трус ливо ложью. Он приходит к выводу: «Смысл жизни неотделим от высокого до стоинства человеческого. Если жить — так быть человеком! Гордо нести свою голову». Во многом меняется идейно-нравствен ный облик Тимофея. Первая книга романа завершается эпизодом, когда возмездие свершилось — скрывающийся под маской советского служащего Петунина каратель Куцеволов в результате борьбы с Тимофеем оказался под поездом. Уйди от этого темно го и безлюдного места Бурмакин, и никто никогда не узнал бы о том, какая драма здесь разыгралась в ненастную ночь. Одна ко Бурмакина теперь не может удовлетво рить такая месть, ему нужна победа в от крытом бою, и не его личное возмездие, а возмездие народное. И он вступает в такой бой, чреватый для него серьезной опасно стью: ведь доказать, что следователь Пету нии и есть бывший каратель Куцеволов — почти невозможно. И все-таки сомнения ре шительно отметаются Тимофеем: «Да если даже ты не сумеешь доказать свою правоту и ты на пути к правде потерпишь пораже ние в первой схватке, ты будешь чист, со весть твоя будет чиста-, потому что ты бился за правду. И разве это не самое дорогое — чистая совесть’ И разве это не самая пер вейшая обязанность человека— защищать правду?» Во всех поступках и мыслях Тимофея наиболее сильно проявляется прямота и бес компромиссность. По велению своей совести он бросается в нравственные столкновения прежде, чем взвесит все обстоятельства «за» и «против». Размышления о шансах на по беду в таких столкновениях приходят к не му уже после того, как объявлена война. Так поступает Тимофей, когда он, кур сант военной школы, хлопочет перед худо- еланской комсомольской ячейкой о «беляч- ке» Людмиле Рещиковой, вступается за курсанта Гуськова, родственники которого ошибочно названы «твердозаданцами». Так поступает позднее полковник Бурмакин, ког да он, не задумываясь, идет на решитель ную борьбу за Виктора Рещикова, ставше го теперь гражданином буржуазной Чехо словакии и предпочитающего остаться для Тимофея «случайным попутчиком». Нако нец, столь же бескомпромиссно, порою до прямолинейности, ведет Бурмакин споры со своими антиподами. Если соотнести образ Тимофея Бурмакина со своим временем, с другими персонажами книги «Философ ский камень», то станет ясно, что и в этих качествах Тимофея проявляются характер ные особенности людей, формировавшихся в годы суровых народных испытаний, когда вопрос «быть или не быть» стоял отнюдь не в философском плане. И б самом деле, разве не от той же бескомпромиссности и прямолинейной не примиримости проистекает решительное не приятие Людмилы Рещиковой худоелански- ми комсомольцами? Тимофей тоже ведь не- застрахован от ошибок, подобных той, ко торую совершили худоеланские ребята, н& рассмотрев многое в судьбе Людмилы. Од нако Тимофей прошел настоящую школу социальной зоркости и пристального, заин тересованного отношения к людям у комис сара Васенина, который умел и в самые суровые годы гражданской войны внима тельно приглядываться к каждому человеку и учить этому своего названного брата. «Врага, который идет на тебя фронтом, действительно не раздумывая надо уничто жать подряд,— говорит Васенин Тимофею,— а вот когда перед тобой стоит один, отдель ный человек, полезно все же разобраться: насколько он опасный враг и нельзя ли из него нормального человека сделать». Когда секретарь худоеланской комсо мольской ячейки Анна Губина, наиболее не примиримо относившаяся к Людмиле, во всем разобралась, она с такой же страст ностью встает на защиту Людмилы и Ти мофея, в искренности и честности которых теперь убедилась. Поступить так заставляет Анну та же прямота и бескомпромиссная честность, которая столь же беспощадна к своим собственным ошибкам, как и к ошиб кам других. И напрасно, пожалуй, автор на стойчиво выдвигает еще один мотив, руко водивший поступками Анны Губиной — рев ность, которая, мол, тогда внушала слепую ненависть к Людмиле, а теперь, после за мужества Анны, начисто исчезла.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2