Сибирские огни № 06 - 1971
в годы гражданской войны и последую щих полутора-двух десятилетий. Однако пятнадцать лет, когда со здавался роман «Философский камень» (1956—1970), были насыщены интенсивной работой над произведениями, которые об ращали читателя к сегодняшнему дню или к недавнему послевоенному времени. К дню сегодняшнему С. Сартаков шел обо гащенный опытом работы над историче ским материалом. Заинтересованно и ди намично поведал нам писатель историю молодого человека наших дней в своих «Барабинских повестях», удостоенных в 1970 году Государственной премии. В отличие от А. Иванова, С. Сартаков в романе «Философский камень» повество вание ведет в строгой хронологической последовательности. И вот привычный для нас принцип хронологического перехода от одной книги к другой оказался нарушен ным. В этом сказалось обостренное чувст во времени, страстная заинтересованность автора проблемами сегодняшнего дня. Именно это заставило, очевидно, С. Сарта- кова после завершения исторического пове ствования обратиться непосредственно к современности, не оставляя работы и над «днем минувшим». Так у каждого из двух писателей по-своему проявляется понима ние взаимообусловленности и взаимосвя занности времен, по-своему реализуется это понимание в творчестве. Роман «Философский камень», как и повествование «Хребты Саянские», полон столкновений разных героев, авторских раздумий о смысле жизни, о принципах борьбы. Одновременно «Философский ка мень» тесно связан с повестями С. Сарта- кова «Горный ветер», «Не отдавай короле ву», «Медленный гавот». Главное внимание в своем последнем романе С. Сартаков уделяет опять-таки лю дям, стоящим на пороге самостоятельной жизни. Это Тимофей Бурмакин и Володя Сворень, это дети капитана Рещикова — Виктор и Людмила. Роман «Философский камень», как и книга А. Иванова «Вечный зов», характеризуется широким охватом действительности, разных социальных сло ев и групп общества первых послеоктябрь ских лет. Больше того, действие некоторых сцен перебрасывается в Чехословакию и Маньчжурию. Стремление к расширению временного и пространственного диапазона — одна из характерных особенностей современного романа. И такое расширение сферы худо жественного отражения действительности способствует, в данном случае, усилению историзма мышления писателя. ...В одном из сво1|х недавних выступле ний С. Сартаков отметал, что за последнее время жанр детектива\«значительно обога тился тем, что наряду ар стремительностью развития сюжета он ны!(е уходит в психо логические глубины жизни» («Литератур ная Россия», 1970, 13 ноАбря). Роман «Философский к ^ е н ь » по праву можно определить как детектив, который, отвечая главном^ требованию этого жан ра — стремительному развитию сюжета,— вместе с тем характеризуется проникновени ем в психологические глубины жизни. За нимательность достигается тем, что чита тель захвачен не только логикой действия, но главным образом логикой мыслей и пе реживаний героев романа. Поиски кара теля Куцеволова и борьба с ним Тимофея Бурмакина, в начале романа неграмотного подростка из таежногб села, а затем кур санта Московской военной школы,— одна из наиболее острых линий в книге С. Сар- такова. Однако она т^ак и не получает обычного для детектива .завершения. Да и интерес читателя в сцецах, связанных с конфликтом «Бурмакин -АКуиеволов», дер жится во многом на психологическом ис следовании характера Куцеволова, на уме лом раскрытии внутреннего роста и ста новления Тимофея. \ Писатель, безусловно, усиливает психо логическую насыщенность детектива. Но сила традиций жанра детектива не могла не оказать обратного влияния на писателя и его роман. В романе «Философский камень» С. Сар таков, как никогда раньше, скуп на описа ния, развернутые пейзажи, лирические от ступления. Достаточно вспомнить ярко выраженную лирическую окрашенность тех страниц пер вой книги романа «Философский камень», которые посвящены нелегкой судьбе Люд милы Рещиковой. Отец ее случайно оказал ся в рядах белогвардейцев, ему легче ли шить себя жизни, нежели остаться без ро дины. Он так и не смог пересечь границу России с остатками колчаковских войск. Жизни на чужбине он предпочел смерть. Но все это неизвестно ребятам и девчатам деревни, где еще малолетней оставлена бы ла раненая Людмила. Для окружающих она остается «белячкой». Лирическое от ступление «Память, память.. И счастье и горькая беда человеческая», несколько раз повторяющееся в различных вариациях, по могает читателю понять внутренний мир ге роини, драматизм ее судьбы. Во второй книге романа Людмила с помощью Тимо фея Бурмакина обретает свое место в жиз ни. Казалось бы, возможности эмоциональ но-лирического продолжения образа впол не уместны и закономерны, но, тем не ме нее, во второй книге лирическое начало заметно приглушено даже на тех страницах, ( (где речь идет о Людмиле. ] Роман А. Иванова «Вечный зов» в жан ровом отношении основательно тяготеет к эпопее. Отсюда и совершенно определенная ¡тилевая манера писателя, которая характе- эизуется плавной обстоятельностью, эпиче- | :ки ровным вниманием к деталям, подробно- :тям, обилием отступлений и экскурсов в троимое своих героев. Эта особенность сти- тевой манеры была отмечена сразу же по жончании публикации романа в одном из тервых откликов, в рецензии М. Синельни-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2