Сибирские огни № 06 - 1971

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ э. ш и к П рим еты вр ем ен и и л о гик а х а р а к т е р а о р & / 7®" ш / мертвые», :<Волга» завер- Журнальная проза 1970 г/да чаще обычного радовала читателя произведения­ ми широкого эпического размаха. Летние книги журнала «Знамя» начали публика­ цию романа К. Симонова «Последнее ле­ то», являющегося продолжением его извест­ ных военных книг — «Живдое и «Солдатами не рождаются» шила печатание остросовйеменного рома­ на-раздумья Н. Шундика/ «В стране сине­ окой»; «Октябрь» опубликовал вторую кни­ гу романа С. Сартакова/ «Философский ка­ мень»; журнал «Москв?/» предложил чита­ телю первую книгу нового романа А. Ива­ нова «Вечный зов»... Вряд ли нужно продолжать этот пере­ чень. Тем более, что выделить из большого потока произведений эпического плана хо­ телось бы лишь две книги — романы С. Сар­ такова и А. Иванова. Как известно, для обоих этих писателей Сибирь стала матерью, вскормившей и вспо­ ившей их. Закономерным представляется то обстоятельство, что люди Сибири, ее величественная природа, героическое на­ стоящее и историко-революционное про­ шлое прочно лежат в основе всех создан­ ных ими произведений. Близки по материа­ лу и их последние книги — романы «Фило­ софский камень» и «Вечный зов». Вместе с этим, новые произведения писателей расширяют наши представления об их творческом своеобразии, позволяют выя­ вить какие-то тенденции, характерные для современного русского советского романа. Анатолий Иванов хорошо известен как автор романов «Повитель» и «Тени исчеза­ ют в полдень». Первая книга вновь опуб­ ликованного романа «Вечный зов» тесней­ шим образом связана с предшествующим творчеством писателя. Роман «Вечный зов», как и «Тени ис­ чезают в полдень»,— произведение много­ плановое, с широким охватом жизни и су­ деб самых различных людей. Столь слож- ная и, я бы сказал, многослойная структура произведений сегодняшнего дня представ ляется отнюдь не случайным явлением. А. Иванов настраивает свое перо на сов­ ременность, и для него все более очевид­ ным представляется факт связи и взаимо­ обусловленности времен. К сегодняшнему дню и к его героям писатель идет через историю. Ретроспективная композиция по­ могала А. Иванову в романе «Тени исчеза­ ют в полдень», она помогает ему и в но­ вом романе глубже и объективнее рас­ крыть характеры своих героев, обосновать их поступки не только психологически, но и исторически. Действие пролога романа «Вечный зов» происходит в округе Новониколаевска, от­ носится ко времени поражения революции 1905 года и знакомит со многими героями книги, начиная от крестьянского мальчишки Федора Савельева, его брата Ивана и кон­ чая революционерами-подполыциками Суб­ ботиным, Кружилиным, Антоном Савелье­ вым, предателем Полиповым и офицерами разведки. Последние главы первой книги романа повествуют о жизни этих героев в тех же местах Сибири в годы Великой Отечествен­ ной войны. Вступают в жизнь и люди бо­ лее молодого поколения — Семен Савельев, Наташа Миронова, Вера Инютина и дру­ гие. Если об А. Иванове можно сказать, что он подходит к художественному освоению современности, то С. Сартаков давно уже раскрывает сегодняшний день и его геро­ ев. Сразу же после завершения историче­ ского повествования о событиях Первой русской революции в Сибири «Хребты Са­ янские» С. Сартаков приступает к работе над романом «Философский камень», кото­ рый можно считать своеобразным продол­ жением исторического повествования, ро­ маном о событиях, развернувшихся в тех же местах на новом историческом этапе —*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2