Сибирские огни № 06 - 1971
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ э. ш и к П рим еты вр ем ен и и л о гик а х а р а к т е р а о р & / 7®" ш / мертвые», :<Волга» завер- Журнальная проза 1970 г/да чаще обычного радовала читателя произведения ми широкого эпического размаха. Летние книги журнала «Знамя» начали публика цию романа К. Симонова «Последнее ле то», являющегося продолжением его извест ных военных книг — «Живдое и «Солдатами не рождаются» шила печатание остросовйеменного рома на-раздумья Н. Шундика/ «В стране сине окой»; «Октябрь» опубликовал вторую кни гу романа С. Сартакова/ «Философский ка мень»; журнал «Москв?/» предложил чита телю первую книгу нового романа А. Ива нова «Вечный зов»... Вряд ли нужно продолжать этот пере чень. Тем более, что выделить из большого потока произведений эпического плана хо телось бы лишь две книги — романы С. Сар такова и А. Иванова. Как известно, для обоих этих писателей Сибирь стала матерью, вскормившей и вспо ившей их. Закономерным представляется то обстоятельство, что люди Сибири, ее величественная природа, героическое на стоящее и историко-революционное про шлое прочно лежат в основе всех создан ных ими произведений. Близки по материа лу и их последние книги — романы «Фило софский камень» и «Вечный зов». Вместе с этим, новые произведения писателей расширяют наши представления об их творческом своеобразии, позволяют выя вить какие-то тенденции, характерные для современного русского советского романа. Анатолий Иванов хорошо известен как автор романов «Повитель» и «Тени исчеза ют в полдень». Первая книга вновь опуб ликованного романа «Вечный зов» тесней шим образом связана с предшествующим творчеством писателя. Роман «Вечный зов», как и «Тени ис чезают в полдень»,— произведение много плановое, с широким охватом жизни и су деб самых различных людей. Столь слож- ная и, я бы сказал, многослойная структура произведений сегодняшнего дня представ ляется отнюдь не случайным явлением. А. Иванов настраивает свое перо на сов ременность, и для него все более очевид ным представляется факт связи и взаимо обусловленности времен. К сегодняшнему дню и к его героям писатель идет через историю. Ретроспективная композиция по могала А. Иванову в романе «Тени исчеза ют в полдень», она помогает ему и в но вом романе глубже и объективнее рас крыть характеры своих героев, обосновать их поступки не только психологически, но и исторически. Действие пролога романа «Вечный зов» происходит в округе Новониколаевска, от носится ко времени поражения революции 1905 года и знакомит со многими героями книги, начиная от крестьянского мальчишки Федора Савельева, его брата Ивана и кон чая революционерами-подполыциками Суб ботиным, Кружилиным, Антоном Савелье вым, предателем Полиповым и офицерами разведки. Последние главы первой книги романа повествуют о жизни этих героев в тех же местах Сибири в годы Великой Отечествен ной войны. Вступают в жизнь и люди бо лее молодого поколения — Семен Савельев, Наташа Миронова, Вера Инютина и дру гие. Если об А. Иванове можно сказать, что он подходит к художественному освоению современности, то С. Сартаков давно уже раскрывает сегодняшний день и его геро ев. Сразу же после завершения историче ского повествования о событиях Первой русской революции в Сибири «Хребты Са янские» С. Сартаков приступает к работе над романом «Философский камень», кото рый можно считать своеобразным продол жением исторического повествования, ро маном о событиях, развернувшихся в тех же местах на новом историческом этапе —*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2