Сибирские огни № 06 - 1971
объему, но бывают дни, когда я увлекаюсь цветом н только цветом. Работаю много, мно го думаю и читаю — в результате работы свои жгу или ненавижу и держу их не в милости. Чем дальше, тем глубже, тем крепче мысль о том, как бы всю жизнь свести только на свободное творчество. Но как? Нельзя, или трудно. Тяжелая вещь — быть учителем, когда чувствуешь силы и желание работать < в искусстве>, но существовать чем-то на до. В прошлом году был в Крыму (лечился). Крым произвел на меня приятное впечатле ние, но писать его не мог: он мне чужд. Нын че ездил на Телецкое озеро с уч. экспедици-, ей с Анохиным и мало работал, да и работа дрянь, ибо ударился в жуткий натурализм. Мечусь я порой, подобно тигру в клетке, но... но бывают и хорошие дни, когда свободная муза приходит и вдохновляет веселой бес печной гаммой. Упорно работаю по проведению выставок в Ойротии — это моя культурная обществен ная работа в Улале. В год делаю две-три выставки < ...> . В данное время я намечаю ряд политических тем для областной выстав ки, приноравливающейся к 10-летию Ок тября. Гуркин работает. Зовет меня к себе по говорить относительно работ и выставок. Поеду, вероятно, в сентябре. 19 1 февраля 1928 г. Жизнь моя течет и хорошо и худо. Пло хо, конечно, со стороны материального обес печения, хорошо со стороны духовной. Не знаю, будет ли для Вас неожиданностью, что у меня родился сын, алтаяк «Аристарх Чевалков». Не помню, писал ли я Вам о том, что я женился. Жена моя девятнадцати лет, русская по имени Татьяна, из фамилии Кня- жевских. Женился я в прошлом году весной, двадцатого марта, и вот уже есть ребенок. ...С натуры пишу широким мазком, сочно, т. е. густо ложу самые краски, и красочно. У меня была ужасная пора, когда я совер шенно потерялся, стал бесцветным и сухо натуралистичным, т. ч. сам себя не на шут ку испугался, но в 1928 году, прямо-таки с первого же января, круто повернул к жи вописи. Теперь удовлетворяюсь. 20 25 февраля 1930 г. Как я рад, что могу послать письмо с живым человеком, т. е. с человеком, с кото рым мы знакомы и работаем вместе в одном учреждении и месткоме просвещенцев. Вы знаете, живой свидетель лучше говорит, чем мертвое письмо. ...Работаю все в школе 2 ст<упени> (8 год). Времени для живописи почти нет, т. к. я работаю еще в Педтехникуме по сов местительству со школой 2 ст. Ездил по Алтаю, собирал этюды, но переработать их в КАРТИНЫ не удалось и пока не удастся. Направление меняется: то левое, то правое; еще не установился. Чувствую, технически вырастаю, морально тоже поднимаюсь, но нет времени для работы. Это одна моя беда. Имею приличный запас красок и холста и все необходимое для живописи. Очень смеш но: когда не имел материалов — была уйм» времени, но вот когда имею горы — нет его. В Новосибирске уже три года не был. Вообще не удается разъезжать, а надо бы. Ну, кончаю. Пишу очень тороплюсь, т. к. вот-вот он зайдет за письмом13. ПРИМЕЧАНИЯ Все публикуемые письма посланы Н. И. Чевал- ковым из Улалы (теперь Горно-Алтайск), исклю чая письмо 1921 года, отправленное со станции Алейская. Гуляев жил в 1921 г. в Барнауле, с 1924 г. по 1926 г. в Новониколаевске (Новосибир ске) и с 1926 года в Ташкенте. Соответственно и письма адресованы в Барнаул, в Новониколаевек, в Ташкент. 1. Речь идет о художественной школе Барнау ла, открытой местным отделом Народного образо вания в 1920 году. Чевалков и Варламов были в числе первых ее учеников. 2. В 1924 году художниками Иркутска была за думана передвижная выставка произведений си бирских живописцев, графиков, мастеров при кладного искусства. Выставка состоялась лишь в 1925 году и за пределами Иркутска не экспониро валась. Чевалков писал о выставке в связи с пред полагавшимся прибытием ее в Новониколаевек. 3. В октябре 1923 г. Чевалков ездил на сель скохозяйственную выставку в Москву. Поездка имела большое значение для творчества художни ка, т. к. в Москве Чевалков встретился с В. Н. Гу ляевым, и вместе они обошли художественные музеи столицы. 4. Маркова Валентина Петровна (1904—1941). Училась вместе с Чевалковым в художественной школе Барнаула. 5. Знакомые художники (В. Беляев, Г. Гуркин, Н. Котов и др.) уговаривали Чевалкова сделать персональную выставку в Москве. Предложение Чевалкову казалось весьма заманчивым, однако самостоятельно открыть выставку в Москве он не решился, В. Н. Гуляев же не мог ничем помочь. Жизнь Гуляева с переездом в Ташкент усложни лась. 6. Журнал «Сибирь» издавался Сибкрайизда- том в 1925 г. В. Н. Гуляев был близок к редакции журнала. В сдвоенном номере журнала (пятом- шестом) за 1925 г. он опубликовал очерк под на званием «Художник-алтаец Н. И. Чевалков». 7. Словом «реальное» Чевалков обозначал не творческое срисовывание с натуры. 8. Котов Николай Георгиевич (род. в 1899 г.) -»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2