Сибирские огни № 06 - 1971
и появляться трава. Смотря на зелень и не бо, хочется писать. Нынешнее лето посвя щаю всецело живописи. Еще кое о чем напишу... Я становлюсь се дым. Моя голова уже чуть-чуть серебрится, а лет мне всего 32. Что это значило бы? Уже не старость ли?.. Плохо!.. Буду обмолажи- ваться!.. Не желаю быть стариком. 10 12 июня 1925 г. Сердечно благодарю Вас за краски! Кра ски очень и очень хороши, так что от яркости их зубы ноют. Получил посылку 11-го июня, а сегодня уже написал одну картину (не большую). Писал с дрожащими руками, почти без памяти и написал, по-моему, пре красную вещь, в смысле живописи, так что эта работа очень сходна по краскам на Ма лявина, на Рериха, но в ней больше «моего». Теперь буду к аж < ды й > день заниматься живописью, авось, осенью сумею порадовать вас, новониколаевцев. Теперь на оставшиеся деньги купите фиолетовый, зеленый и, если есть, то кино варь, но деньги рассчитайте так, чтобы их хватило на упаковку и пересылку, а своих денег — ни-ни! — ни копейки не затрачивай те, п. ч. нашего брата — найдется! Затем, вот что. Вы писали, что купили полотна — это очень хорошо, и если бы вы нам выслали скорее, то еще бы лучше было. Спасибо за порошок белил! Если можно тертые (тонко) белила купить, то купите, они мне очень нужны на грунт. Одним словом, спасибо вам трижды за хлопоты и выбор, думаю, сумею отблагода рить вас своим произведением!1 11 • 30 июня 1925 г. Теперь буду продолжать о посетителях. < ...> Первыми посетителями были студен ты Ленинградской Академии Художеств в числе трех человек. Это студенты последне го курса. Они проехали на Телецкое озеро с поручением от Академии Наук и Академии Художеств для собирания этнографическо- художественного материала. По приезде ка ким-то путем узнали, что в Улале есть ху дожник, и вот посетили меня. Эти студенты, правда, были откровенны, даже слишком от кровенны, каких я мало когда-либо встре чал. Мои работы, а особенно последние картины и этюды, < и м > очень понравились, и даже один из них не скрыл того, что их Академия все еще трясет стариной. Эти лю ди сообщили < м н е > о грунтовке холста, о смешивании красок и о разведении их жид костями. Они шли навстречу всему, < в > чем я только нуждался, и даже хотели по делиться красками, но я, видя их урезан ный материал, наотрез отказался. Затем они пригласили меня к себе на квартиру и пока зали свои работы, сделанные по дороге. Работы двух студентов реальные7, а одно г о— очень оригинальные. Вот это были пер вые посетители. Вторым посетителем был какой-то екате ринбургский художник по фамилии Лазу- хин, который расстроил меня не менее как на два — на три дня. Этот Лазухин опреде ленно заявил, что я сбился с пути, что так не пишут, что это не искусство, а просто- напросто забава красками. А когда он смот рел последний этюд облачного дня (он очень красочный, яркий), сказал: «И как только не жаль тратить на забаву такие дорогие краски». Каково!.. Каково мне было слы шать, < ес л и> когда-то чуть не кричал от радости, создавая этот этюд!.. Этот был вторым посетителем. Третьим был Славнин из г. Томска, уче ный сотрудник Томского Университета. Славнин признал мои работы оригинальными и очень жалел, что мои работы не были на томской выставке... ...Четвертым был какой-то журналист, господин (именно господин) Фролов. Точно не упомнил город, в котором он живет: не то Усть-Каменогорск или Змеиногорск, но, одним словом, что-то вроде этих названий. Он едет заснять быт и нрав алтайского на рода, а также снять виды Алтая. Этот человек своими господскими старо помещичьими замашками меня прямо-таки обозлил, и я, не стыдясь < то го > , что он гость, наговорил ему дерзостей, на которые он, представьте, не обиделся. Этот человек абсурдный: он трактовал мне натурализм, о какой-то старой немецкой школе, о буке тах цветов и собаках с нашейниками. Его за ключение < таково> , что я нахватался со временности, художественного сброда и слепо бреду в ложную сторону... Он, сумасшедший, учил, как писать и что значит картина, что значит этюд и как их нужно прорабаты вать, т. е. как их нужно тонко прорабаты- вать,- Этот — четвертый. Пятый — Котов, Ник<олай> Георгие вич8. Но Котов — дело другое. Хотя Котов и критикует (ужасно) мои работы, но можно понять, что ему мои работы нравятся, и вид но, что он очень желал бы иметь мою пер сону своим учеником. Затем... Котов сде- л а < л > мне полезное. Вот чем он был поле зен. Во-первых, он дал рецептов насчет грун товки, затем приемы живописи и составле ние лаков для картин, а, главное, пообещал от АХРР красок. Но можно ли надеяться на краски?.. Вы его знаете и, вероятно, знаете давно и скажите, можно ли, по его словам, получить обещанное? Хорошо бы так было, как он говорил, т. е. обеспечить меня крас ками на целую зиму от АХРР. Так же он просил что-нибудь написать для 8-й выстав ки АХРР. Вот вы, дорогой мой, прочитав письмо, подумайте и напишите < м н е> свои взгляды и советы < ...> Напишите, насколько Котов силен как живописец и ри совальщик, п. ч. он в моих глазах уронил не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2