Сибирские огни № 06 - 1971

же маслом (остатками, которых хватит не более как на одно небольшое полотно), а главное напишите мне, какими материала­ ми можно послать на сию выставку и в ка­ ких размерах, но ради бога, пишите скорее. ...Притом, я должен чистосердечно при­ знаться пред Вами, дорогой Вадим Николае­ вич, в том, что я буду ли достойным прини­ мать участие на сей выставке? Вы знаете мои слабости в рисунке, знаете мои скучные сюжеты, так же знаете, что я слаб и жидок в колорите, а посему прошу Вас подумать обо мне как можно глубже, рассмотреть мои знания внимательно и чистосердечно, как я же, сказать мне, что достоин или не достоин. Я часто мучаюсь, когда слышу — меня зовут художником, я чувствую, что я того почтен­ ного звания ни в коем случае не имею права носить, наконец, мне стыдно, что я до сих пор не художник. Будьте добрым, отвечайте мне на все мои больные вопросы, я один истомился разрешением над собой: двигаться мне да­ лее или скатиться обратно. 3 2) марта 1924 г. Вы не сказали точного времени о вы­ ставке: я не понял Вас, т. е. не знаю, к ка­ кой пасхе отнести: к новой или к старой? Про­ стите, если я не успею послать вам свои ра­ боты, п. ч. у меня еще их нет, а если приго­ дятся старые, то я пошлю. Я летом побуду на Алтае, присмотрюсь к стране и займусь серьезной работой как по живописи, так и по резьбе. Если вы хотите знать, я становлюсь серьезнее к делу, а, мо­ жет быть, и немного умнее. Не торопите меня к вступлению в свет: я хочу явиться в свет в полном своем наряде и достоинстве. ...Осенью я пошлю Вам все свои работы на рассмотрение, тогда судите обо мне. Пи­ шите, не забывайте меня, грешного, и нашу Улалу. Я всегда буду писать вам, если буду знать ваш адрес. Целую вас, как своего «р а в в и». 4 3 апреля 1924 г. Глубоко извиняюсь, что в последнем сво­ ем письме не сообщил о Марковой4*. Причи­ ной несообщения явилось то, что адресата (т е. В. П. Марковой — П. М.) в Улале не было, потому и забыл написать о ней. Теперь она снова появилась в Улале среди своих сестер и я ей сообщил о предстоящей вы­ ставке и ваш адрес. За последнее время, по ее словам, она проживала в Бийске и думает устроить там выставку своих работ. Правда, Маркова, как художница-живописка, талан­ тливая, но как человек ужасно надоедливый. Признаться, что мне вторично бог послал испытание через Маркову: она, иногда, це­ лыми днями просиживает у меня с пустой женской болтовней, я же, как человек, лю­ бящий одиночество и какое-нибудь дело, не могу выносить таких людей. Будь на моем месте кто-либо другой — наделал бы скан­ дала, но моя натура не такова: я, тоскуя, молчу и жалею потерянное время. Но, впро­ чем, все это пустяки. Я очень рад, что В. Мешеев (наш нар- компрос) < в > скором времени едет в Моск­ ву, < т а к > что мне удастся с ним заказать краски в счет летнего жалованья. Летом я определенно собираюсь поехать по Алтаю с целью собирания этнограф<ических> ри­ сунков и самого быта алтайцев. Но не по­ думайте, что моя главная цель поездки по Алтаю будет собирание этнографических ри­ сунков, нет < ...> моя цель — познать «е г о в е л и ч и е , е г о к р а с о т у » для дальней­ шего живописного описания своего родного Алтая. В настоящее время упорно штудирую натуру, а затем займусь человеческой фигу­ рой: ведь нужно же знать истину для того, чтоб потом на этой истине построить свой живописный мир. ...После поездки я думаю подарить наше­ му Обкому картину, один из видов Алтая, а потом просить помощи для поступления в Московскую школу живописи. Но это толь­ ко мечта, а, может быть, и несбывчивая меч­ та, но почему не мечтать — не так ли? ...Напишите мне, есть ли лекции по изо­ бразительному искусству в напечатанных трудах, которые могли бы примениться в школе 2 ступени. Конечно, исполняйте мою просьбу только тогда, когда будет вам воз­ можно, но ни в коем случае не обязательно. Пишите. Жду. 5 11 октября 1924 г. Я упорно изо дня в день ровно два ме­ сяца работал по живописи и много мне при­ ходилось разочаровываться, радоваться, на­ деяться или думать о живописи совсем без­ надежно, но теперь, кажется, убедился, что двери для меня широко открыты. Да, откры­ ты, II. ч. я чувствую силу и мощь в красоте!.. Впрочем, хвастать не стану, т. к. это все еще в будущем... ...Работы мои, некоторые, похожи на Го­ гена и Рериха, а остальные вылились в свою физиономию (в чевалковскую)... Строится ли Дом Ленина? Если строится, то как и кем? 6 28 января 1925 г. Идея устроить выставку в Москве6 не пропала, она растет все более и более и уже становится в е р о й . Но, дорогой мой вдох­ новитель, я без вас никуда!.. Думаю, и не покинете меня в минуту сомнения и боязни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2