Сибирские огни № 06 - 1971
притягивали и другие формы общественной работы. Он становится автором проекта До ма Ленина, делает эскиз Дома Советов. На рубеже двадцатых-тридцатых годов Чевал- кова избирают в члены горсовета. При всем том, Чевалков удивительно нежный, податливый, переменчивый в на строениях человек. Его психика будто спе циально создана, чтобы поэтическими карти нами откликаться на все малое и большое в жизни. В этом его сила и постоянство, не уступающее по прочности самому твердому характеру. Чевалков и Г. И. Гуркин— равноценные величины в искусстве Сибири, хотя у каж дого свой диапазон творчества. Но для Гуркина весь земной шар был всего лишь окрестностью Алтая. Рисунок на шаман ском бубне, народные предания, виды гор и собственные гуркинские картины стано вятся бесценными, потому что они принад лежат Алтаю. Национальное своеобразие для Чевалкова в гораздо большей степени было местным выражением общечеловече ского поэтического чувства. Гуркин старше Чевалкова на двадцать лет, и под впечатлением живописи Гуркина Чевалков загорелся страстью живописца, однако они настолько самостоятельны, что никак не попадают в зависимость друг от друга по формуле «учитель — ученик». Оба художника хорошо сознавали это и относи лись друг к другу с уважением, несмотря на то, что Гуркин не мог и не хотел писать кар тины, в которых этнографический элемент отступал бы на второй план, равно как и Чевалков был не в состоянии поступиться теплом цветовых сочетаний в своих карти нах ради этнографического элемента. Переписка Чевалкова и Гуляева продол жалась около десяти лет и закончилась са ма собой, погашенная долгими годами раз луки. Чевалков, не способный жить без близких друзей, с которыми он мог бы де литься переполнявшей его лирикой, откро венничать и ждать откровенности, к концу 20-х годов подружился с журналистом Бо рисом Мирковичем, и новый друг заменил ему старого. С того времени, как Гуляев из Новосибирска переехал в Ташкент, письма Чевалкова к нему становятся все реже и реже. Последнее датировано 25 февраля 1930 года. Подготовка писем к публикации не по требовала большой работы. Чевалков писал по-русски довольно грамотно. Он окончил церковно-приходскую школу, один год про учился в Бийском катехизаторском училище, но, главное, всю жизнь много читал и писал Впрочем, стиль Чевалкова сложен. Большин ство слов он пишет по всем правилам грам матики, а некоторые — на слух, причем не делает различия даже по отношению к спе циальной художнической терминологии. Так он всегда пишет «линолимум» вместо «лино леум», «жилаю» вместо «желаю» и в то же время не делает ошибки в гораздо более сложных словах, таких как «праздничный», «семнадцатилетний». Из писем удалены повторы, почтя все- жалобы на здоровье и сообщения семейного- характера, которых, впрочем, не много. Не которые пропуски объясняются плохой со хранностью писем, когда по совершенно истлевшей части листа уже ничего нельзя прочесть. Подборка писем для настоящей публикации показывает Чевалкова от пер вых шагов застенчивого, восторженного мо лодого человека до спокойной, несколько- иронической зрелости. 12 января 1921 г . Дорогой Вадим Николаевич! Как я рад, получив от Вас письмо. Прав да, как Вы добры и как любезны ко мне! Так же Варламов очень благодарен Вам. Полу чаете от нас письма, особенно последние, где мы Вас просили о отзыве нас в школу?1 Мы еще раз просим Вас, дорогой наш учитель, выручайте нас в школу, а мы за это Вам < о т > платим своей любовью и тру дом для искусства. Сердечно желаем Вам доброго здоровья. Ваши ученики Николай Чевалков и Вар ламов. 2 31 января 1924 г. Письмо Ваше получил и очень, очень бла годарю за него. Читая его, я позавидовал вашему огню, который так чувствуется в Вашем коротком торопливом письме, и вспомнил свою предвыставочную жизнь, ко гда-то живя в Барнауле. Хорошо гореть энер гией! Но я очень жалею, что мне не придет ся увидеть предполагаемую выставку2, п. ч. я заделался жалким учителем рисования в нашей школе 2 ступени, которая связала мне р у к и и д у ш у. Итак, значит наша Сибирь еще не замерла искусством? Что ж, дай бог, да процветет искусство во всех тру- щобах и горах! А как жаль, жаль мне, что нс придется увидеть иркутян, томичей и крас ноярцев, жаль и то, что мне не придется принять участие самому. Дело в том, что, возвратясь из Москвы3, моя финансовая жизнь изменилась, и я был вынужден все приобретенные краски загнать на жалкие заказы, про которые стыдно вспоминать, и затем взять еще несколько лишних уроков с целью заработка, и вот теперь чувствую, что снова становлюсь как бы на свои ноги. Но как обидно, что ни времени, ни красок нет, а ведь такие выставки редкие и <бы ваю т> не всегда. Впрочем, пишите мне подробно о дне выставки, о ее направлении, о выступаю щих лицах, наконец, кто инициатор, кто бу дет ею руководить и будут ли <художни- к и > из центра. Пишите же скорее, как по лучите, так и пишите, я, может быть, что- нибудь сделаю по линолеуму, гуашыо и да
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2