Сибирские огни № 06 - 1971
п а т е л 1 л к а ц |/11«1 П. МУРАТОВ ■ Письма х у д о ж н и к а Н. И. Ч ев ал к ов а Поиски сведений об искусстве Сибири 20-х годов привели меня однажды в Таш кент— к Ольге Дмитриевне Гуляевой, вдове художника Вадима Николаевича Гуляева. Ольга Дмитриевна, высокая и крепкая еше по виду женщина, на мои вопросы пря молинейно ответила: — Я была домашняя хозяйка и больше ничего. Что же я могу вам рассказать? Ничего не могу. Но видно было, что ей не хотелось от пускать с пустыми руками меня и моих то- варищей-искусствоведов. Разговаривая, она все время о чем-то думала и, наконец, ска зала, что у нее есть письма сибирского жур налиста 20-х годов Б. Мирковича, который много писал об искусстве. Не найдя этих писем, она стала вспоминать, где бы они могли быть, и вспомнила про ящик с пись мами, стоявший в коридоре. В ящике лежала груда семейных, дело вых, дружеских писем Гуляевым за период с 1915 до половины 30-х годов. Среди них были письма алтайского художника Нико лая Ивановича Чевалкова. Часть писем уже наполовину истлела, и читать их было очень трудно, часть сохранилась довольно хорошо. Разобрал и привел их в порядок я уже в Новосибирске. Когда содержание писем Н. Чевалкова стало мне известным, я понял, что они име ют не только личное значение. Чевалков пи шет о себе, о художниках, с которыми ему приходилось встречаться, о природе Алтая, пишет охотно, и временами кажется, что на писать письмо ему так же необходимо, как написать картину, выразить свое отношение к искусству и художникам. Ему совершенно необходим был собесед ник, перед кем бы он изливал свою душу. Когда собеседника не было, Чевалков испи сывал страницу за страницей, но, отправив письмо, опять тяготился невысказанным. Современники Чевалкова называли его «сибирским Рерихом», «сибирским Гогеном», «сибирским Пиросмани». Все эти имена по чти не касаются стилевых признаков срав ниваемого искусства: Чевалкова и Рериха, Чевалкова и Пиросмани — в них отразилось уважительное отношение художников Сиби ри 20-х годов к поэтической силе алтайского собрата по искусству. Авторы статей тех лет о Чевалкове счи тали его выразителем народного духа алтай цев. Так оно и было на самом деле. Но слиш ком часто своеобразие искусства Чевалкова объяснялось интуицией и близостью к неза мутненной чистоте народного восприятия природы и искусства. Чевалков-де своеобра зен, потому что не испытал на себе порабо щающей силы профессионального искусства, он ярок, потому что его природы не косну лось уравнительное влияние европейской цивилизации. Письма Чевалкова показывают как раз обратное, а именно то, что их автор стремил ся овладеть всеми тайнами профессиональ ного искусства. Ни о чем он не пишет с та ким постоянством, как об искусстве. И так не день, не два, а годы. Отовсюду собирая сведе ния о живописи и живописцах, он воспиты вал в себе профессионального художника не менее последовательно, чем те, кто учился в специальных школах. Направление творческого развития Че валкова совпадает с общим движением всего советского искусства 20-х годов. Он ищет опоры в стиле народного искусства, а в кон це десятилетия — в темах жизни народа. Иначе и быть не могло. Получая письма от друзей-художников, он находил в них отго лоски постоянной работы в художественной жизни страны. Несравненно более скромные события в искусстве его родной Улалы (те перь Горно-Алтайск) он непроизвольно со относил с тем широким движением художе ственного творчества, которое чувствовал но письмам, книгам и журналам, доходившим до него. Чевалков, по преимуществу, живописец, таким он и предстает в письмах перед чита телем. Но с годами художника все более
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2