Сибирские огни № 06 - 1971
зеи было многочисленное. А стало быть, не так уж мало надо было поставлять хлеба из новых пашенных мест сюда и в Туру- ханск. Однако енисейцы успешно справились с этим. С каждым годом росло число пашен ных крестьян. В 1675 году для ведения переговоров с Китаем из Москвы через Енисейск проез жал русский посланник Николай Спафарий. Он по пути вел обширный дневник, где мы находим такую запись: «Енисейск страна вельми хороша, будто Волосская земля. А река Енисей будто Ду най, самая веселая и великая. И дал бог изобилье всякое, хлеба много и дешев и иное всякое ж и многолюдство... Недалеко есть деревня большая, в которой есть ост рог и церковь. А именуется та деревня Елань. А из той деревни... до Енисейска множество деревень... и места еланные, зе ло хорошие и хлеборобные. И сказывают, что во всем Енисейском уезде есть дере вень с пятьсот... А с Енисейского острогу до Красноярского ходят все меж русских де ревень хлеборобных и в Красноярском уез де множество деревень есть». К концу XVII века Сибирь полностью обеспечивала себя хлебом. Более того, в Тобольской губернии наблюдался его избы ток, в результате чего треть крестьян была переведена на денежный оброк. Но по-преж нему существовали трудности доставки хле ба в отдаленные районы Сибири, где по природным условиям было мало хлебороб ных земель — в низовья Енисея, на Лену, на Алдан, на Камчатку. Но и здесь с первых лет появления рус ских заводились пашни и огороды. Одним из первых ленских «целинников» был знаме нитый землепроходец, устюжский крестья нин Ерофей Павлович Хабаров, который уже в 1632 году стал проведывать на Лене «каков хлеб родится». На Усть-Куте он «пашни многие распахал и мельницы уст роил». К 1641 году у него насчитывалось уже 26 десятин всех угодий. Он так успеш но вел свое хозяйство, что, по свидетельству С. В. Бахрушина, якутский воевода П. Го ловин смог реквизировать у него однажды «на государев обиход» 3000 пудов хлеба. Такое состояние дел Хабарова поощряло многих крестьян к занятию хлебопашеством на землях к востоку от Енисея. «В 1654 го ду,— читаем мы там же у С. В. Бахруши на,— на Ангаре, около Братска, успешно за вел пашню Распута Степанов, ссужавший хлебом местные гарнизоны». Продвигаясь от Енисейска к китайским пределам, царский посланник Николай Спа фарий, миновав Байкал, встретил пашню в двух днях пути от Селенгинска. «А в прошлом во 178 /1670/ году,— чи таем мы у него,— Енисейского острогу каза чий десятник Любимко Федоров на... заим ке для опыту и поселения... спахал три ос- минника, а на трех осминниках посеяно че тыре пуда ржи..., а в ужине тое ржи было на трех осминниках четыре сотницы сорок снопов, а в умолотех вымолочено того хле ба восемьдесят четыре пуда. А в 179 /1671/ году он же Любимко спахал... десятину ко 180 /1672/ году и посеял... пять пуд ржи. И в 180 году в ужине шесть сотниц восемь десят девять снопов, а в умолоте девяносто два пуда ржи. А у него же у Любимка на его заимке на себя и служилых людей ко 181 году своей пахоты спахано и посеяно 29 десятин». Везде, где селились русские люди, заво дилась пашня, сенные покосы, строились мельницы, а где позволяли условия, устра ивались и соляные варницы. Нелегкий был это труд Нам и вообразить себе невозмож но, как тяжела была работа по подъему вековой сибирской целины. Были у крестья нина только мускулистые руки, да непре клонная воля, да безграничное трудолюбие. Благодаря этим качествам русского мужи ка, огромная страна постепенно с годами превращалась в новую житницу России. Даже на далеком севере русские посе ленцы выращивали ячмень, картофель и ка пусту. В «Записках императорского геогра фического общества» за 1869 год, в статье окружного туруханского заседателя Треть якова, сообщалось, например, что в Туру- ханском крае под 68 градусом 30 секунд северной широты крестьяне успешно выра щивают ячмень, который здесь дает приро сту сам-шесть, а также овощи. Особенно хорошо родится репадо восьми фунтов штука. В 1854 году будущий знаменитый рус ский писатель И. А. Гончаров, возвращаясь из кругосветного путешествия, проезжал из Аяна в Иркутск. Он с удовольствием отме чал, что усилия русских поселенцев не про пали даром, что, видя эти успехи, туземное население стало приобщаться к хлебопаше ству. «Когда якуты принялись за хлебопа шество около Якутска,— пишет И. А. Гон чаров,— начальство скупило их урожай и роздало майским поселенцам. Так, в третьем году куплено было до 12 тысяч пудов. Яку ты принялись еще усерднее за хлебопаше ство». Вначале, рассказывает писатель, тун гусы /эвенки/ и якуты не только не хотели сами заниматься обработкой земли, но да же отказывались обрабатывать землю, ког да их нанимали русские, «предпочитая есть конину, белок, древесную кору..., а порабо тавши год и поевши ячменной похлебки с маслом, на другой год приходили за рабо той сами». Так шаг за шагом расширялась область хлебосеяния в Сибири. В «Описании земли Камчатки» Степана Крашенинникова есть Подтверждение тому, что в 1737—1741 го дах, когда молодой ученый по программе Второй великой камчатской экспедиции изу чал полуостров, пашня там уже существо вала. Касаясь преимуществ и неудобств при родных условий Камчатки, С. Крашенинни ков писал: «Некоторые недостатки ее со временем могут быть исправлены. Недоста ток в хлебе, например,— заведением пашни, чему уже давно начало положено».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2