Сибирские огни № 06 - 1971
выращивать хлебные злаки. В Курганской летописи упоминается, что хан Кучум соби рал дань со своих подданных ячменем, ов сом и полбой. Да и первые группы русских, перевалившие за Урал и нуждавшиеся в хлебе, «ячменя и полбы множество обрето- ша»,— говорит Ремезовская летопись. Но зародившееся татарское земледелие было все тем же примитивным, мотыжным. Что же касается качества сортов культиви руемых злаков, то оно было очень низким. Академик В. И. Шунков указывает, что пос ле прихода русских в Сибирь, при общем недостатке в это время хлеба для них, та тарский хлеб оставался лежать нетронутым. Настолько он был плох. Самым дефицитным продуктом питания для русских в Сибири стал именно хлеб. Возникали новые гарнизоны во вновь по строенных городах, росли торговое и ремес ленническое сословия, увеличивалась армия промысловиков, разрастался административ ный корпус — все это требовало большого притока хлебных запасов из России. Прини мая во внимание бездорожье, гигантские расстояния и способы передвижения грузов через Горный Урал, задача эта была не из легких. Потому-то и решено было заводить на сибирской земле собственное хлебосея- ние, для этой цели и направлялись туда партии крестьян-земледельцев. По той же причине во всех царских указах о стро ительстве новых городов и острогов в Си бири обязательно давалось повеление каза кам заводить рядом и пашню. В 1594 году такой указ был послан Анд рею Елецкому: «Итти города ставить вверх Иртыша, на Тару реку, где бы государю было впредь прибыльняе, чтоб пашню за вести и Кучума царя истеснить и соль уст роить». В 1604 году в очередном указе строите лям Томска — Гавриле Писемскому и Ва силию Тыркову: «И пашни в новом Томском городе промышлять». А вот наказ от 1628 года Андрею Дубен скому — основателю Красноярска: «Острог поставить... ясак имати... пашни завести». Одним из самых главных критериев при выборе места для закладки городов и ост рогов являлось наличие поблизости пашен ных мест. «В нынешнем 169 /1661/ году шестой день, против Иркута реки на Вер- холенской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю... тут место самое лучшее, угожее для пашен... и сенные покосы и рыбные ловли — все близко»,— доносил своему воеводе основатель Иркут ска енисейский сын боярский Яков Похэ- бов. Самые первые пашни в Сибири возникли вокруг городов Тюмени и Тобольска. Э. Э. Гешеле в «Очерках развития сибир ского земледелия» указывает, что уже «в 30-х годах XVII столетия Тобольский раз ряд, как хлеборобный край, не нуждался в завозе хлеба через Верхотурье». Основной житницей Сибири,— отмечает автор,— стали четыре уезда Тобольской губернии — Верхо турский, Тюменский, Туринский и Тоболь ский. В 1670 годах они давали здесь более 90 процентов всего хлеба, поступавшего в государственную казну. Так обстояло дело в Западной Сибири. Но русские к этому времени распространи лись уже и по приенисейскому краю и по Забайкалью. И как бы ни было много хлеба в примыкавших к Тобольску и Тюмени уез дах, снабжение им городов и острогов, рас положенных за тысячи верст к востоку, бы ло делом еще более трудным, чем снабже ние Западной Сибири через Урал. В райо не Енисея с первых же дней освоения «кет- ской и качинской землиц» были предприня ты попытки заведения собственной пашни. Первые опыты енисейского земледелия оказались успешными. Чтобы привлечь к хлебопашеству как можно большее количе ство крестьян, власти предоставили им льготы, в особенности тем, которые сели лись далеко на севере. Была создана Дуб- чесская слобода — в 380 верстах ниже Ени сейска. Селение это,— указывает академик С. В. Бахрушин,— было основано неким Цапаней Григорьевым, Иваном Вороговым и другими крестьянами в 1637 году. Сло- бодчики получали «на селитьбу и в пашню земли и сенных покосов и всяких угодий сколько доведется, смотря по людям и по семьям, на льготу на 10 лет — безоброчно... никаких податей с них велено не имать». На что им была выдана царская грамота «за вислой печатью» 25 марта 1639 года. В 1651 году в Дубчесской слободе было уже 16 дворов. Село это Ворогсво сущест вует и поныне. Насколько успешно шли дела здесь по организации пашни, говорит то, что беспа- шенные города —заполярная Мангазея и приполярный Туруханск, которые раньше снабжались хлебом из Тобольска, были пе реведены «на довольствие» в Енисейск. Для этой цели было специально создано несколь ко заимок и поселений по Енисею, назна чение которых состояло в том, чтобы снаб жать Мангазею и Туруханск хлебом. Мангазейский город был довольно ожив ленным местом. Академик С. В. Бахрушин приводит в своих трудах письменные сви детельства о том, что тут в иные годы зи мовало до двух тысяч человек и более. Чуть меньше скапливалось в ожидании вес ны в Туруханске. Тем не менее С. В. Бахру шин считал, что Мангазея не имела посто янного населения, кроме гарнизона «из по лусотни стрельцов, казаков, нескольких ссыльных черкесов и ежегодно присылав шихся из Березова пятидесяти «годоваль- щиков». Последние раскопки, проводившиеся Арктическим и Антарктическим научно-ис следовательским институтом под руководст вом доктора исторических наук М. И. Бело ва, показывают, что Мангазея была не только большим зимовьем и не только тор говой факторией, она была, кроме того, го родом мастеров и ремесленников. Это говорит о том, что население Манга-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2