Сибирские огни № 06 - 1971

выращивать хлебные злаки. В Курганской летописи упоминается, что хан Кучум соби­ рал дань со своих подданных ячменем, ов­ сом и полбой. Да и первые группы русских, перевалившие за Урал и нуждавшиеся в хлебе, «ячменя и полбы множество обрето- ша»,— говорит Ремезовская летопись. Но зародившееся татарское земледелие было все тем же примитивным, мотыжным. Что же касается качества сортов культиви­ руемых злаков, то оно было очень низким. Академик В. И. Шунков указывает, что пос­ ле прихода русских в Сибирь, при общем недостатке в это время хлеба для них, та­ тарский хлеб оставался лежать нетронутым. Настолько он был плох. Самым дефицитным продуктом питания для русских в Сибири стал именно хлеб. Возникали новые гарнизоны во вновь по­ строенных городах, росли торговое и ремес­ ленническое сословия, увеличивалась армия промысловиков, разрастался административ­ ный корпус — все это требовало большого притока хлебных запасов из России. Прини­ мая во внимание бездорожье, гигантские расстояния и способы передвижения грузов через Горный Урал, задача эта была не из легких. Потому-то и решено было заводить на сибирской земле собственное хлебосея- ние, для этой цели и направлялись туда партии крестьян-земледельцев. По той же причине во всех царских указах о стро­ ительстве новых городов и острогов в Си­ бири обязательно давалось повеление каза­ кам заводить рядом и пашню. В 1594 году такой указ был послан Анд­ рею Елецкому: «Итти города ставить вверх Иртыша, на Тару реку, где бы государю было впредь прибыльняе, чтоб пашню за­ вести и Кучума царя истеснить и соль уст­ роить». В 1604 году в очередном указе строите­ лям Томска — Гавриле Писемскому и Ва­ силию Тыркову: «И пашни в новом Томском городе промышлять». А вот наказ от 1628 года Андрею Дубен­ скому — основателю Красноярска: «Острог поставить... ясак имати... пашни завести». Одним из самых главных критериев при выборе места для закладки городов и ост­ рогов являлось наличие поблизости пашен­ ных мест. «В нынешнем 169 /1661/ году шестой день, против Иркута реки на Вер- холенской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю... тут место самое лучшее, угожее для пашен... и сенные покосы и рыбные ловли — все близко»,— доносил своему воеводе основатель Иркут­ ска енисейский сын боярский Яков Похэ- бов. Самые первые пашни в Сибири возникли вокруг городов Тюмени и Тобольска. Э. Э. Гешеле в «Очерках развития сибир­ ского земледелия» указывает, что уже «в 30-х годах XVII столетия Тобольский раз­ ряд, как хлеборобный край, не нуждался в завозе хлеба через Верхотурье». Основной житницей Сибири,— отмечает автор,— стали четыре уезда Тобольской губернии — Верхо­ турский, Тюменский, Туринский и Тоболь­ ский. В 1670 годах они давали здесь более 90 процентов всего хлеба, поступавшего в государственную казну. Так обстояло дело в Западной Сибири. Но русские к этому времени распространи­ лись уже и по приенисейскому краю и по Забайкалью. И как бы ни было много хлеба в примыкавших к Тобольску и Тюмени уез­ дах, снабжение им городов и острогов, рас­ положенных за тысячи верст к востоку, бы­ ло делом еще более трудным, чем снабже­ ние Западной Сибири через Урал. В райо­ не Енисея с первых же дней освоения «кет- ской и качинской землиц» были предприня­ ты попытки заведения собственной пашни. Первые опыты енисейского земледелия оказались успешными. Чтобы привлечь к хлебопашеству как можно большее количе­ ство крестьян, власти предоставили им льготы, в особенности тем, которые сели­ лись далеко на севере. Была создана Дуб- чесская слобода — в 380 верстах ниже Ени­ сейска. Селение это,— указывает академик С. В. Бахрушин,— было основано неким Цапаней Григорьевым, Иваном Вороговым и другими крестьянами в 1637 году. Сло- бодчики получали «на селитьбу и в пашню земли и сенных покосов и всяких угодий сколько доведется, смотря по людям и по семьям, на льготу на 10 лет — безоброчно... никаких податей с них велено не имать». На что им была выдана царская грамота «за вислой печатью» 25 марта 1639 года. В 1651 году в Дубчесской слободе было уже 16 дворов. Село это Ворогсво сущест­ вует и поныне. Насколько успешно шли дела здесь по организации пашни, говорит то, что беспа- шенные города —заполярная Мангазея и приполярный Туруханск, которые раньше снабжались хлебом из Тобольска, были пе­ реведены «на довольствие» в Енисейск. Для этой цели было специально создано несколь­ ко заимок и поселений по Енисею, назна­ чение которых состояло в том, чтобы снаб­ жать Мангазею и Туруханск хлебом. Мангазейский город был довольно ожив­ ленным местом. Академик С. В. Бахрушин приводит в своих трудах письменные сви­ детельства о том, что тут в иные годы зи­ мовало до двух тысяч человек и более. Чуть меньше скапливалось в ожидании вес­ ны в Туруханске. Тем не менее С. В. Бахру­ шин считал, что Мангазея не имела посто­ янного населения, кроме гарнизона «из по­ лусотни стрельцов, казаков, нескольких ссыльных черкесов и ежегодно присылав­ шихся из Березова пятидесяти «годоваль- щиков». Последние раскопки, проводившиеся Арктическим и Антарктическим научно-ис­ следовательским институтом под руководст­ вом доктора исторических наук М. И. Бело­ ва, показывают, что Мангазея была не только большим зимовьем и не только тор­ говой факторией, она была, кроме того, го­ родом мастеров и ремесленников. Это говорит о том, что население Манга-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2