Сибирские огни № 06 - 1971

Иван Петров Сибирский хлеб В 1649 году в Енисейской таможенной избе была совершена ценовая опись това­ ров, привезенных из-за Урала для продажи. Она показывает, какие товары находили сбыт среди населения Сибири, как местно­ го, так и пришлого из Руси. Вот некоторые из содержащихся в описи товаров: соль, порох, свинец, олово, железные и стальные изделия, серебро, сахар, перец, хмель, кни­ ги печатные, бумага писчая, свечи, гребни, сафьяны, тафта, хлопчатая бумага, семена огородные, сети... Как видно из этой описи, рядом с солью, крупой и сукнами, рядом с порохом и свинцом в Сибирь пошли книги печатные, бумага писчая и, быть может, самое глав­ ное — семена для посева. Хлебопашество и огородничество распространялись вначале по северным районам Сибири. В южных районах русских еще не было. Тобольск, Томск, Енисейск, Якутск — именно здесь пролегал один из главных путей, здесь первоначально и оседали переселенцы из России. Первый указ о переселении появился бо­ лее 380 лет назад, в 1590 году. Сын Ивана Грозного Федор Иванович приказал тогда для заведения государевой пашни «вы- брати в Сибирь на житье тридцать чело­ век крестьян с женами, детьми и со всеми их животы, а у всякого человека было бы по три мерина добрых, да по три коровы, да по две козы, да по три свиньи, да по пять овец, да по двое гусей, да по пятеру кур, да по двое утят, да на год хлеба, да соха со всем для пашни, да телега, да сани и всякая житейская рухлядь, а на подмогу им дати по двадцать пять рублей чело­ веку». Первая партия крестьян отправилась в тот же год из Сольвычегодска. Позднее поток этот усилился за счет ты­ сяч семей «выкликанцев», переселившихся по собственной воле, спасаясь от бедности, отправляясь на свободные сибирские земли искать для себя и детей своих более счаст­ ливой доли. Нельзя сказать, что до прихода русских Сибирь вообще никогда не знала никакого земледелия. Найденные при раскопках древнейших поселений зерна хлебных зла­ ков, а также каменные мотыги, зернотерки и другие орудия труда свидетельствуют о том, что здесь еще за несколько столетий до нашей эры небольшие участки земли об­ рабатывались человеком. Но земледелие это было мотыжным, примитивным. Оно имело распространение в некоторых райо­ нах Южной Сибири — в Минусинской котло­ вине, на Алтае, Прииртышье, а местами и в Забайкалье. Возможно, Сибирь со временем и стала бы страной пахарей, но ей не суждено было сделаться таковою. Виной тому явились опустошительные набеги кочевых племен с востока. Местные племена, с большим тру­ дом кое-как научившиеся обрабатывать зем­ лю и мало-помалу приобщавшиеся к осед­ лой жизни, вынуждены были вновь стать на долгие годы кочевниками. И только в XV веке в Западной Сибири то в одном, то в другом месте начинают по­ являться очаги хлебосеяния. Очевидно, пио­ нерами этого земледелия были русские му­ жики, проникавшие в глубину татарских владений в Приобье. Сейчас трудно объяс­ нить, как они туда попадали — откалыва­ лись ли от новгородских отрядов, ходивших в низовья Оби для сбора ясака, или это бы­ ли беглые крестьяне из средней полосы Рос­ сии. Но факт остается фактом: в среднем Приобье до похода дружины Ермака было основано несколько русских деревень. На территории современной Новосибирской области, например, появились в ту далекую пору такие селения, как Филошенка (1418 г.), Кирза (1466 г.), Шибково (1476 г.). Конечно же, русские мужики и на но­ вых местах принимались за свое исконное занятие — хлебопашество, подавая в том пример окрестным татарам. О том, что у татар не было своего хлеба, свидетельству­ ет побывавший у них в XV веке И. Шильт- бергер. «В этой стране сеют только просо и хлеба не едят вовсе». Однако есть свиде­ тельства, что татары со временем стали

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2