Сибирские огни № 06 - 1971
тщеславии, когда дело касается мудрости и такта снохи. Засыпаю я неожиданно, не дослушав очередную историю. А рано утром, когда мы с Лидией Вениаминовной уходим, ста рушка спит тяжелым сном больного чело века. Путь наш лежит в совхозную контору, где Лидии Вениаминовне надо что-то согла совать в рабочкоме насчет героев убороч ной пятидневки, а главное — найти транс порт для переброски пионерской команды в иоле, к комбайнам. У крыльца конторы толпится моло дежь — видимо, те самые студенты педин ститута, о которых упоминала Гарина. С ними высокий немолодой мужчина с об ветренным лицом. Это Кротов— управляю щий первым отделением. Завидев Лидию Вениаминовну, он расцветает ей навстречу улыбкой — Здравствуйте, Алексей Алексеевич! — приветствует его Гарина.— На ловца и зверь бежит. Собираюсь с пионерами в ва шу бригаду — поздравлять передовиков. Может, подбросите на своем мотоцикле? Алексей Алексеевич на мгновение заду мывается, что-то там прикидывая про себя, потом соглашается быть через час в Доме культуры. В маленькой комнатке рабочкома люд но. Иван Дмитриевич Мусаткин, здешний хозяин, заканчивает какой-то «жаркий» разговор Увидев Гарину, он торопится по ставить точку. И в этой мелочи, и в том, как Мусаткин здоровается с Лидией Вени аминовной и как потом спорит с ней насчет какого-то Михайлова, которого Гарина со бирается сегодня поздравлять, а он, Мусат кин, считает этот акт непоследовательным,— во всем этом угадывается взаимное уваже ние этих людей, их привычка вместе рабо тать. В дискуссии о Михайлове верх берет Гарина. Из ее аргументов улавливаю, что комбайнер этот в начале уборки проштра фился, Лидия Вениаминовна пробрала его в знаменитой своей «Тревоге», а теперь, когда он стал хорошо работать, считает правильным поощрить. От Мусаткина Гарина пошла к себе в Дом культуры, я же отправилась знако миться с директором совхоза, о котором знала, что он большой друг библиотеки. В этот час Семен Митрофанович был силь но занят, так что поговорили мы недолго. Но из директорского кабинета я вынесла все то же ощущение значительности дела, которое делает здесь Гарина. «У наших культработников инициативы через край»,— сказал мне между прочим Кулигин, и в его устах это прозвучало как высшая аттеста ция. Лидия же Вениаминовна, когда я пе редала ей директорскую оценку, только по жала плечами: — Да что мы, совхозу спасибо — помо гает.— И она стала рассказывать, как Ку лигин самолично ездил в Новосибирск до бывать «одежду» сцены для нового Дома культуры, как он помог выхлопотать стел лажи для библиотеки, как настоял на том, чтобы внутреннюю отделку здания ДК сделали шефы — строительная организация из Новосибирска (так было надежней). Чуть ли не ежегодно Кулигин (к неудо вольствию своего скуповатого бухгалтера) дает библиотеке дополнительные, сверх по ложенных сельсоветских, суммы на книги. Так, что ценя труд сельских культработни ков, руководители совхоза выражают свое одобрение им вполне конкретно. Что касается инциативы «через край», то в Новомихайловке есть на этот счет своя курьезная история. Работал здесь недолго баянистом Дома культуры один чудак по имени Леша. Па рень он был ленивый, но хваткий. Понра вилось Леше, что все вокруг него инициа тивные, и решил он тоже «проявить». Явил ся к Кулигину и заявляет: нужна оркестро вая ударная установка — без нее просто немыслимо вести музыкальную работу. Сов хоз внял — установку купили. И вот Леша снова в конторе. Так и так, мол, остро не обходимо пианино. Ну, прямо как в сказке про золотую рыбку. Пианино купили — играйте себе на здоровье. И что же? Леша опять идет. Подавайте, говорит не боль ше не меньше, как сразу двенадцать бая нов. Сказочная рыбка в ответ на такое на хальное требование, наверняка, махнула б хвостиком и уплыла в синее море. Кулигин же с Мусаткиным поинтересовались, кто будет играть на двенадцати баянах и, поскольку вразумительного ответа не по следовало, выпроводили Лешу из кабинета. Думаете, он угомонился? Ничего подобного. Пришел да опять такое «отмочил», что поверг все руководство в гомерический хо хот. Понадобились ему, видите ли, четы реста тапочек для переодевания посетите лей Дома культуры. Как в Воронцовском дворце. Мусаткин говорит: как же так, у меня, положим, тридцать девятый размер обуви, а ты мне сорок четвертый сунеыь — и ходи, веселись весь вечер? А Леша сто ит как ни в чем не бывало и ждет, пока отсмеются. В общем, уехал он, не совершив никаких трудовых подвигов на ниве музыкального просвещения новомихайловцев, а об «ини циативе» его помнят до сих пор. Правда, «в порядке юмора» и как подтверждение той истины, что всякое доброе дело иногда имеет и свою изнанку... Кротов в Дом культуры не приехал — очевидно, закрутился: уборка! Зато прибыл на своем мотоцикле председатель сельсо вета Михаил Федорович Федоров, которого Лидия Вениаминовна уловила в той же совхозной конторе (в одну кротовскую ко ляску мы бы все не уместились). Войдя в библиотеку, Михаил Федорович известил: — Жду начальство из Коченева. Для вас имею всего полчаса. — Для культуры у Советской власти ка ких-нибудь полчаса,— шутливо всплеснула руками Лидия Вениаминовна.— Маловато получается. Теперь, когда Кротов не явился, Гариной было в общем-то не до шуток. Но она что-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2