Сибирские огни № 06 - 1971

тщеславии, когда дело касается мудрости и такта снохи. Засыпаю я неожиданно, не дослушав очередную историю. А рано утром, когда мы с Лидией Вениаминовной уходим, ста­ рушка спит тяжелым сном больного чело­ века. Путь наш лежит в совхозную контору, где Лидии Вениаминовне надо что-то согла­ совать в рабочкоме насчет героев убороч­ ной пятидневки, а главное — найти транс­ порт для переброски пионерской команды в иоле, к комбайнам. У крыльца конторы толпится моло­ дежь — видимо, те самые студенты педин­ ститута, о которых упоминала Гарина. С ними высокий немолодой мужчина с об­ ветренным лицом. Это Кротов— управляю­ щий первым отделением. Завидев Лидию Вениаминовну, он расцветает ей навстречу улыбкой — Здравствуйте, Алексей Алексеевич! — приветствует его Гарина.— На ловца и зверь бежит. Собираюсь с пионерами в ва­ шу бригаду — поздравлять передовиков. Может, подбросите на своем мотоцикле? Алексей Алексеевич на мгновение заду­ мывается, что-то там прикидывая про себя, потом соглашается быть через час в Доме культуры. В маленькой комнатке рабочкома люд­ но. Иван Дмитриевич Мусаткин, здешний хозяин, заканчивает какой-то «жаркий» разговор Увидев Гарину, он торопится по­ ставить точку. И в этой мелочи, и в том, как Мусаткин здоровается с Лидией Вени­ аминовной и как потом спорит с ней насчет какого-то Михайлова, которого Гарина со­ бирается сегодня поздравлять, а он, Мусат­ кин, считает этот акт непоследовательным,— во всем этом угадывается взаимное уваже­ ние этих людей, их привычка вместе рабо­ тать. В дискуссии о Михайлове верх берет Гарина. Из ее аргументов улавливаю, что комбайнер этот в начале уборки проштра­ фился, Лидия Вениаминовна пробрала его в знаменитой своей «Тревоге», а теперь, когда он стал хорошо работать, считает правильным поощрить. От Мусаткина Гарина пошла к себе в Дом культуры, я же отправилась знако­ миться с директором совхоза, о котором знала, что он большой друг библиотеки. В этот час Семен Митрофанович был силь­ но занят, так что поговорили мы недолго. Но из директорского кабинета я вынесла все то же ощущение значительности дела, которое делает здесь Гарина. «У наших культработников инициативы через край»,— сказал мне между прочим Кулигин, и в его устах это прозвучало как высшая аттеста­ ция. Лидия же Вениаминовна, когда я пе­ редала ей директорскую оценку, только по­ жала плечами: — Да что мы, совхозу спасибо — помо­ гает.— И она стала рассказывать, как Ку­ лигин самолично ездил в Новосибирск до­ бывать «одежду» сцены для нового Дома культуры, как он помог выхлопотать стел­ лажи для библиотеки, как настоял на том, чтобы внутреннюю отделку здания ДК сделали шефы — строительная организация из Новосибирска (так было надежней). Чуть ли не ежегодно Кулигин (к неудо­ вольствию своего скуповатого бухгалтера) дает библиотеке дополнительные, сверх по­ ложенных сельсоветских, суммы на книги. Так, что ценя труд сельских культработни­ ков, руководители совхоза выражают свое одобрение им вполне конкретно. Что касается инциативы «через край», то в Новомихайловке есть на этот счет своя курьезная история. Работал здесь недолго баянистом Дома культуры один чудак по имени Леша. Па­ рень он был ленивый, но хваткий. Понра­ вилось Леше, что все вокруг него инициа­ тивные, и решил он тоже «проявить». Явил­ ся к Кулигину и заявляет: нужна оркестро­ вая ударная установка — без нее просто немыслимо вести музыкальную работу. Сов­ хоз внял — установку купили. И вот Леша снова в конторе. Так и так, мол, остро не­ обходимо пианино. Ну, прямо как в сказке про золотую рыбку. Пианино купили — играйте себе на здоровье. И что же? Леша опять идет. Подавайте, говорит не боль­ ше не меньше, как сразу двенадцать бая­ нов. Сказочная рыбка в ответ на такое на­ хальное требование, наверняка, махнула б хвостиком и уплыла в синее море. Кулигин же с Мусаткиным поинтересовались, кто будет играть на двенадцати баянах и, поскольку вразумительного ответа не по­ следовало, выпроводили Лешу из кабинета. Думаете, он угомонился? Ничего подобного. Пришел да опять такое «отмочил», что поверг все руководство в гомерический хо­ хот. Понадобились ему, видите ли, четы­ реста тапочек для переодевания посетите­ лей Дома культуры. Как в Воронцовском дворце. Мусаткин говорит: как же так, у меня, положим, тридцать девятый размер обуви, а ты мне сорок четвертый сунеыь — и ходи, веселись весь вечер? А Леша сто­ ит как ни в чем не бывало и ждет, пока отсмеются. В общем, уехал он, не совершив никаких трудовых подвигов на ниве музыкального просвещения новомихайловцев, а об «ини­ циативе» его помнят до сих пор. Правда, «в порядке юмора» и как подтверждение той истины, что всякое доброе дело иногда имеет и свою изнанку... Кротов в Дом культуры не приехал — очевидно, закрутился: уборка! Зато прибыл на своем мотоцикле председатель сельсо­ вета Михаил Федорович Федоров, которого Лидия Вениаминовна уловила в той же совхозной конторе (в одну кротовскую ко­ ляску мы бы все не уместились). Войдя в библиотеку, Михаил Федорович известил: — Жду начальство из Коченева. Для вас имею всего полчаса. — Для культуры у Советской власти ка­ ких-нибудь полчаса,— шутливо всплеснула руками Лидия Вениаминовна.— Маловато получается. Теперь, когда Кротов не явился, Гариной было в общем-то не до шуток. Но она что-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2