Сибирские огни № 06 - 1971
рям. Рассказ о поездке школьников на эк скурсию в Москву. Фотоотчет Геннадия Александровича Петрова о кавказских впе чатлениях. Сообщение о вечере песен ком позитора Александры Пахмутовой... Таков нынешний ритм и уровень жизни бывшей нищей Михайловки. Другое село. Другие люди. Другие интересы и потребности... Вот о чем думала я, листая альбомы ле тописи. А глаза попутно фиксировали собы тия, имеющие прямое отношение к библио теке, к Гариной. Впрочем, как потом выяснилось, здесь все имело к ней отноше ние. Не только потому, что идея летописи родилась и обретает жизнь под сенью биб лиотеки. И даже не потому, что усилиями Гариной и Петраш летопись становится достоянием всех михайловцев от мала до велика. Просто сама Лидия Вениаминовна так прочно вросла в быт села, так естест венно живет его прошлым и настоящим, его радостями и огорчениями, что невозможно себе представить Новомихайловку без нее. Я видела в летописи рассказы с иллю страциями о серии вечеров. Дома куль туры и библиотеки под девизом: «Ра портуем Ильичу». Был такой вечер у животноводов, механизаторов, учителей, медиков, маслоделов, шоферов... Позже по пались мне гаринские разработки сценари ев. Представьте, каждый вечер имел свою неповторимость, свою «изюминку». У доя рок, например, было кафе и конкурс на са мый активный столик (учитывались не толь ко производственные успехи, но и участие в играх, исполнение песен, стихов). Учителей пришли приветствовать их ученики, начиная от второклассника и кончая взрослыми. Вообразите себе, какой это был эффект, когда вместо привычной вереницы ребяти шек на сцену вышла доярка, электрик, врач, студент — несколько поколений вы пускников школы. На вечере шоферов про вели игру «День рождения». Соорудили огромный отрывной календарь, группа по стоянных помощников Дома культуры и библиотеки заранее сшила, а точнее, «изо брела» костюмы двенадцати месяцев. Веду щих нарядили в эти костюмы, они выучили двенадцать соответствующих временам го да стихов, и на вечере, оторвав листок ка лендаря, вручали «именинникам» небольшие подарки. Таким образом, были отмечены рождения всех героев дня. Славно, не прав да ли? Только добрый человек мог приду мать эти негромкие, но такие сердечные знаки внимания к людям. Гаринские сценарии поразили меня со четанием педантичной деловитости с не устанной работой фантазии, воображения. Сочетание, счастливое в любом деле, а для культработника прямо-таки идеальное. Ну как, к примеру, проходил бы тот же вечер шоферов в «среднем» сельском клубе (если бы эта идея пришла в голову его заведую щему)? Наверняка была бы традиционная торжественная часть с докладом, может быть, приветствия пионеров и концерт худо жественной самодеятельности. Конечно, и это не так уж плохо. А в Новомихайловке? Во-первых, здесь для подготовки вечера объединили все наличные культурные силы. Дом культуры, библиотека, их актив — все вместе создали стихотворную композицию, включив в нее запись живого голоса Ильи ча. Вместо доклада шел рапорт заведующе го гаражом, а лучшим шоферам вручались барельефы с изображением вождя и кара вай почета. Причем подносили каравай де вушки в русских сарафанах. В фойе рабо тала книжная выставка с веселым назва нием «Крепче за баранку держись, шофер», и здесь же, прямо с выставки, можно было взять домой книжку. А в заключение — клубное кафе «Бирюсинка», где ждали го стей упомянутый календарь, а также игры, музыка, веселье. Вполне вероятно, что некоторые идеи массовых «действ» Гарина и ее товарищи черпают из различной методической литера туры. Но сколькими деталями обрастают потом эти идеи! Скажем, чествуют потом ственную трудовую семью — и по всему се лу носится разряженная в ленты и бубенцы тройка: это ездят приглашать героев дня в Дом культуры. В день Победы бывшие фрон товики и их семьи получают пригласительные билеты на вечер в форме фронтового пись ма-треугольничка, да еще с самой натураль ной «военной» печатью, ради которой спе циально совершается вояж в воинскую часть. Для вечера «Солдатские письма» по всему селу из заветных уголков извлека ются пожелтевшие драгоценные письма ге роев — живых и погибших, в разные концы страны летят запросы к армейским началь никам, у которых служит сейчас молодое ново.михайловское воинство, из газет и жур налов перепечатывают письма сына Долорес Ибаррури, Николая Кузнецова, героев острова Даманский... А дни отдыха и Ле нинские дни, когда библиотека и Дом куль туры с утра до позднего вечера ходуном ходят, односельчанам предлагается такое количество духовной пищи, какого в ином месте хватило бы на месяцы. А подворные обходы с литературой о Ленине, а Дни Ленинской книги... Если б не опасение наскучить читателю, я могла бы продолжать этот перечень бес конечно. Тогда же, в Новомихайловке, хо телось понять нечто, определяющее творче ский почерк Гариной и ее сподвижников. Кроме деловитости и фантазии, это, пожа луй, еще тот самый принцип «объединенных усилий». Принцип не только организацион ный, но, если хотите, и этический. Он пред полагает проявление способностей каждого участника и организатора «действа» (в со ответствии с этим и раскрепляются зада ния). Кстати, когда я спросила у Ани Пет раш, почему сценарии большинства вечеров разрабатывает именно Гарина, а скажем, не работник Дома культуры, та посмотрела на меня удивленно: «Да кто ж лучше Лидии Вениаминовны это сделает? У нее на вся кие выдумки талант». Вот вам и подтверж дение моих выводов. Но под знамя принципа «объединенных усилий» могут стать три-четыре штатных 9 Сибирские огни № 6 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2