Сибирские огни № 06 - 1971
ленных вдоль стеллажей цветочных гор шков почти до пола спускалась вьющаяся зелень. Аня бесшумно двигалась по ковро вой дорожке, хорошо «вписываясь» в этот зелено-солнечный нарядный интерьер... Когда ушли немногочисленные, главным образом юные, читатели (взрослым в дни уборки не до чтения), я попросила Аню рассказать о себе. И она стала говорить о том, как два года назад пришла в библио теку. Посоветовал м уж— он большой книж ник. Оба они окончили местную десятилет ку (учились, между прочим, у мужа Лидии Вениаминовны, он сейчас завуч школы), поженились, родилась дочка. Надо было Ане искать работу поспокойней — вот и решила пойти в библиотеку. До нее у Ли дии Вениаминовны была в помощницах од на девушка — не прижилась, считала, у Гариной характер тяжелый. В этом месте своего рассказа Аня иронически улыбну лась. Она, Аня, считает так: Лидия Вениа миновна много трудится и от других требу ет того же, это только справедливо. Что касается самой Ани, то она не жалеет, что работа оказалась не такой спокойной, как виделось со стороны. «Мне здесь очень нравится, — доверительно сказала мне Аня.— Недавно звали на другое место пе реходить, там и зарплата побольше. Не по шла: не интересно». Потом я встречала и других людей, чьи судьбы, как судьба Ани Петраш, в своем движении где-то соприкоснулись с библио текой, с Гариной, и эти люди унесли с со бой частицу ее огня. Один из них — Генна дий Петров впервые пришел к Лидии Ве ниаминовне школьником. Любил читать книги «про деревню», в чем Гарина его всячески поощряла и направляла. После школы работал механизатором, отслужил в армии, потом поехал совхозным стипендиа том в Новосибирский сельскохозяйственный институт. И все эти годы не терял связи с библиотекой. Когда вернулся домой, угово рили его взять на себя труд главного редак тора летописи села (о ней еще речь впереди). Сейчас Геннадий Александрович — главный агроном совхоза и первый друг и помощ ник Гариной. Он и лектор, и пропагандист сельскохозяйственной книги, и ведущий на всяких вечерах... Об Ане же Петраш Лидия Вениаминов на, когда мы с ней встретились, сказала: «Вот о ком надо писать: золотой работ ник». Чтобы я не скучала в ожидании Гари ной, Аня положила передо мной высокую стопку самодельных альбомов под одним и тем же названием — «Наша жизнь». И в от вет на мое испуганное движение успокоила: — Это наша летопись, ее не обязатель но читать, можно только картинки посмот реть. О летописи села Новомихайловка я уже слыхала. Но лишь сейчас, листая альбомы, по-настоящему поняла, за какое увлека тельное и полезное дело взялись здешние краеведы Что знают о своем селе мальчики и де вочки, родившиеся после войны? Что знают они об истории земли, по которой ходят, которую пашут и засевают их отцы или они сами, которая кормит их и одевает? Скорее всего, не так уж много. Между тем, знание делает любовь к Родине осознанной и обя зывающей. А летопись дает это знание. Альбомов я насчитала, по числу лет, больше десятка — они ведутся с 1957 года. Самый свежий тоже, в сущности, был уже «на подходе». Аня показала мне фотогра фии, рисунки, вырезки из газет — все это, аккуратно собранное Гариной в специаль ной папке, ждало своего часа. Когда встре тятся «за круглым столом» члены редколле гии летописи, они решат, кто какую тему оформит, чтобы потом из разрозненных листов воссоздать образ минувшего года. Первый, самый тонкий альбом я листала с особым чувством: там была история села. Не зря говорят: пахнуло пылью времен. 1891 год. 40 семей курских крестьян, спасаясь от нищеты, едут в Сибирь. Пере двигаются на тощих лошаденках, впряжен ных в телеги. Едут бесконечно долго, а добравшись, наконец, до места, с трудом собирают вскладчину 800 рублей — взятка чиновнику, который по долгу службы обя зан выдать им «бумагу» на поселение. По том новый «куражный» барин — богач Ми хаил Глебов,— и новые мытарства. Этот по ставил условие: «Будет вам участок, если назовете деревню моим именем: Михай ловна». Такова история названия села. Что же было дальше? А дальше нищета, драки при дележе земли, появление первых богачей- мироедов. Некто Толочко, ловкий торговец, открывает в деревне маслодельный завод и подминает под себя всех михайловских му жиков... А вот начало новой, советской истории Новомихайловки. 1920 год. Двадцать два хозяйства объединяются в первую комму ну «Красная Славянка» (по названию реч ки Славянки, делящей село на две части). Первый коллективный сев. Инвентарь мож но пересчитать по пальцам, и все конное — плуги, сеялки, жнейки, косилки, молотилка. Коров всего двадцать, лошадей двадцать две, овец пятьдесят. Зато энтузиазма — с избытком Первые коммунары, первый председатель сельсовета, первая девушка — комсомоль ский секретарь, первый тракторист... Открыьаю последний альбом. Фотогра фии с подписью «Вот моя деревня»: краси вая кладка кирпичного дома, широкая ули ца, новые скотные дворы, машины, машины и машины... А дальше — рисунки газосвар щика Геннадия Карнаухова и доярки Ана стасии Санталевой, фотографии лучших лю дей Краснославянского совхоза, сделанные местными школьниками, стихи доярки Ва лентины Жвакиной, учительницы Надежды Федоровой, школьницы Гали Мусаткиной, снова _фотографии — с выставки поделок из корней деревьев, увлечение учителя Михаи ла Семенова. Разделы, посвященные сель ским медикам, учителям, продавцам, пека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2