Сибирские огни № 05 - 1971

заставит по-настоящему влюбиться в книгу, а может быть, кто знает, и увлечет на стезю библиофильства. И. КЛИМОВ И. А. Худяков. Краткое описание Верхоянского округа. Л., «Наука», 1969. В предисловии к этому объемному тому читаем: «Труд И. А. Худякова... создавался в исключительно тяжелых условиях. Извест­ ный революционный деятель и талантливый ученый оказался в далеком и суровом изгнании. Политический ссыльный, больной и нищий, он не оставил своих научных увле­ чений, поднялся над скорбными пережива­ ниями и весь ушел в изучение Якутского края, этой заброшенной окраины царской России». Труд И. Худякова создавался в 1868 г. в условиях «стационарного наблюдения жизни и быта определенного района». Метод работы исследователя был взят «на воору­ жение» последующими поколениями уче­ ных, отбывавшими политическую ссылку в в «ледяной пустыне» — В. Л. Серошевским, Э. К. Пекарским, В. И. Иохельсоном, В. Г. Богоразом-Таном и др. В отдельных научных трудах (Г. У. Эргиса, В. Г. Базанова, Я. Р. Кошеле­ ва, а еше раньше, в 1913 г., И. Я. Миронова) упоминалась рукопись «Описание Верхоян­ ского округа» И Худякова. Читатель дол­ жен быть благодарен М. К. Азадовскому, который еще в довоенные годы передал рукопись в Институт этнографии АН СССР. Пролежав в домашних архивах и в государ­ ственных хранилищах целый век, рукопись каракозовца И. Худякова входит теперь не только в научный оборот этнографов, исто­ риков, фольклористов и языковедов; с боль­ шим вниманием знакомятся с нею и широ­ кие круги читателей. Книга состоит из 16 глав, дополнения и примечаний. Содержание большинства глав в основном носит этнографический ха­ рактер. Вот, например, исследователь ве­ дет речь о населении Верхоянского округа, и мы узнаем, что там «за 1867 г. жителей во всем округе состояло: 6973 чел. мужско­ го и 6605 чел. женского пола, всего 13 578 чел., а именно: чиновников и дворян обоего пола 19 чел., служащих казаков 28, духовенства 76, купцов 15, мещан 508, го­ сударственных крестьян 96, сосланных 30, юкагирей 623, тунгусов 609, ламутов 431, якутов ¡0 842 чел. обоего пола». В этой же главе рассказывается об угнетении и обма­ не исправниками и миссионерами простых тружеников —низших слоев русского каза­ чества, юкагиров, якутских скотоводов. «С ламутами поступали еще хуже: отбиоали у них все до последнего платья, венчали за подарки самых ближайших родственников». Для тунгусоведов особый интерес пред­ ставляет глава «Ламуты». Здесь представ­ лены материалы по оленеводству, расска­ зывается о жилище, пище, о местных обря­ дах и обычаях. Перечитывая отдельные страницы этой главы, поражаешься тонкой наблюдательности И. Худякова. Он с осо­ бой симпатией к ламутам восстанавливает процесс их национальных круговых плясок. «Ламуты-мужчины, желая блеснуть лег­ костью и грациозностью, закрывают глаза и откидывают голову назад; другие же держат голову книзу, следя за своими ногами. Ламут­ ки в пляске тоже грациозничают и выпрямля­ ются, как можно прямее, тогда как обыкно­ венно ходят согнувшись. В круг становит­ ся человек 20, 30, 50 и даже 60. Хотя в главе «Ламуты» даются подроб­ ные описания игр, забав, потешек всего на­ селения, упоминается о таланте ламутов им­ провизировать сказки и песни, все же И. Ху­ дякову удается очень верно оттенить и социальные противоречия, имущественное неравенство среди ламутов в средине XIX в. «Богатые ламуты,—пишет он,—положитель­ но ездят на бедных, притесняют их, морят голодом по нескольку суток». Фольклористов привлекут главы: «Исто­ рические предания», «Обычаи общежития»,. «Игры», «Свадебные обычаи». Все эти раз­ делы книги иллюстрируются фотографиями, полученными издателями из фондов Ленин­ градского музея этнографии АН СССР. В от­ дельных главах помещены якутские благопо- желання близким людям, отправляющимся в далекий путь на охоту за дикими живот­ ными. Эти благопожелания создавались и отшлифовывались в суровых условиях Яку­ тии народными олонхосутами. В тече­ ние многих веков арктические племена, одухотворяя природу, находились во власти суеверий. И. Худяков перечисляет десятки «оберегов», которые должны были знать- люди с самого детского возраста. Многие из этих «оберегов» несли на себе следы этики, моральных устоев народа: «Мыться перед огнем — грех», «Муку красть — грех», «Шагать через собаку —грех». Значитель­ ным вкладом в этнографические исследо­ вания может служить глава о якутском шаманстве. Ученый правильно заметил исключительную любовь якутов к своему родному языку, к своему самобытному фольклору, но он также верно подчеркивал, что громадное «число русских слов, вошед­ ших в якутский язык, ясно показывает всю силу русского влияния на миросозерцание якутов». Такое серьезное академическое издание, как труд И. Худякова, могло появиться в свет лишь при тесном контакте ученых фоль­ клористов, текстологов, знатоков якутского языка, принимавших участие в подготовке рукописи и комментариев к публикации. М. ВОСКОБОЙНИКОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2