Сибирские огни № 05 - 1971
заставит по-настоящему влюбиться в книгу, а может быть, кто знает, и увлечет на стезю библиофильства. И. КЛИМОВ И. А. Худяков. Краткое описание Верхоянского округа. Л., «Наука», 1969. В предисловии к этому объемному тому читаем: «Труд И. А. Худякова... создавался в исключительно тяжелых условиях. Извест ный революционный деятель и талантливый ученый оказался в далеком и суровом изгнании. Политический ссыльный, больной и нищий, он не оставил своих научных увле чений, поднялся над скорбными пережива ниями и весь ушел в изучение Якутского края, этой заброшенной окраины царской России». Труд И. Худякова создавался в 1868 г. в условиях «стационарного наблюдения жизни и быта определенного района». Метод работы исследователя был взят «на воору жение» последующими поколениями уче ных, отбывавшими политическую ссылку в в «ледяной пустыне» — В. Л. Серошевским, Э. К. Пекарским, В. И. Иохельсоном, В. Г. Богоразом-Таном и др. В отдельных научных трудах (Г. У. Эргиса, В. Г. Базанова, Я. Р. Кошеле ва, а еше раньше, в 1913 г., И. Я. Миронова) упоминалась рукопись «Описание Верхоян ского округа» И Худякова. Читатель дол жен быть благодарен М. К. Азадовскому, который еще в довоенные годы передал рукопись в Институт этнографии АН СССР. Пролежав в домашних архивах и в государ ственных хранилищах целый век, рукопись каракозовца И. Худякова входит теперь не только в научный оборот этнографов, исто риков, фольклористов и языковедов; с боль шим вниманием знакомятся с нею и широ кие круги читателей. Книга состоит из 16 глав, дополнения и примечаний. Содержание большинства глав в основном носит этнографический ха рактер. Вот, например, исследователь ве дет речь о населении Верхоянского округа, и мы узнаем, что там «за 1867 г. жителей во всем округе состояло: 6973 чел. мужско го и 6605 чел. женского пола, всего 13 578 чел., а именно: чиновников и дворян обоего пола 19 чел., служащих казаков 28, духовенства 76, купцов 15, мещан 508, го сударственных крестьян 96, сосланных 30, юкагирей 623, тунгусов 609, ламутов 431, якутов ¡0 842 чел. обоего пола». В этой же главе рассказывается об угнетении и обма не исправниками и миссионерами простых тружеников —низших слоев русского каза чества, юкагиров, якутских скотоводов. «С ламутами поступали еще хуже: отбиоали у них все до последнего платья, венчали за подарки самых ближайших родственников». Для тунгусоведов особый интерес пред ставляет глава «Ламуты». Здесь представ лены материалы по оленеводству, расска зывается о жилище, пище, о местных обря дах и обычаях. Перечитывая отдельные страницы этой главы, поражаешься тонкой наблюдательности И. Худякова. Он с осо бой симпатией к ламутам восстанавливает процесс их национальных круговых плясок. «Ламуты-мужчины, желая блеснуть лег костью и грациозностью, закрывают глаза и откидывают голову назад; другие же держат голову книзу, следя за своими ногами. Ламут ки в пляске тоже грациозничают и выпрямля ются, как можно прямее, тогда как обыкно венно ходят согнувшись. В круг становит ся человек 20, 30, 50 и даже 60. Хотя в главе «Ламуты» даются подроб ные описания игр, забав, потешек всего на селения, упоминается о таланте ламутов им провизировать сказки и песни, все же И. Ху дякову удается очень верно оттенить и социальные противоречия, имущественное неравенство среди ламутов в средине XIX в. «Богатые ламуты,—пишет он,—положитель но ездят на бедных, притесняют их, морят голодом по нескольку суток». Фольклористов привлекут главы: «Исто рические предания», «Обычаи общежития»,. «Игры», «Свадебные обычаи». Все эти раз делы книги иллюстрируются фотографиями, полученными издателями из фондов Ленин градского музея этнографии АН СССР. В от дельных главах помещены якутские благопо- желання близким людям, отправляющимся в далекий путь на охоту за дикими живот ными. Эти благопожелания создавались и отшлифовывались в суровых условиях Яку тии народными олонхосутами. В тече ние многих веков арктические племена, одухотворяя природу, находились во власти суеверий. И. Худяков перечисляет десятки «оберегов», которые должны были знать- люди с самого детского возраста. Многие из этих «оберегов» несли на себе следы этики, моральных устоев народа: «Мыться перед огнем — грех», «Муку красть — грех», «Шагать через собаку —грех». Значитель ным вкладом в этнографические исследо вания может служить глава о якутском шаманстве. Ученый правильно заметил исключительную любовь якутов к своему родному языку, к своему самобытному фольклору, но он также верно подчеркивал, что громадное «число русских слов, вошед ших в якутский язык, ясно показывает всю силу русского влияния на миросозерцание якутов». Такое серьезное академическое издание, как труд И. Худякова, могло появиться в свет лишь при тесном контакте ученых фоль клористов, текстологов, знатоков якутского языка, принимавших участие в подготовке рукописи и комментариев к публикации. М. ВОСКОБОЙНИКОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2