Сибирские огни № 05 - 1971

сможет догадаться, что в середине сборни­ ка имеется безымянное стихотворение, рас­ шифровывающее смысл заглавия? Оказы­ вается, старое русло, которое однажды посе­ тила поэтесса, поразило ее воображение об­ ликом заметенной песком, погребенной ивы. Ива эта в былые времена гордо и красиво стояла над кручею, хотя и знала, что ей не­ чего ждать милости у наступающей реки. Трагический образ обреченного дерева вполне уместен и колоритен на своем месте, но, вынесенный в заглавие, вовсе не харак­ теризует главного в книге Н. Созиновой. Предваряет сборник краткая аннотация. В ней говорится, что поэтесса обладает «не­ громким голосом», который однако «хоро­ шо слышен». В какой уже раз мы читаем подобное о поэтах! С легкой руки некото­ рых критиков удивительное это определение объединяет самых разных авторов. Прихо­ дилось читать, что «негромкий голос» у Юрия Левитанского, у Александра Рома­ нова, у Николая Вяткина... Сказать про Н. Созинову, что у нее «не­ громкий голос», еще не значит что-либо понять в ее творчестве. Если бы компози­ тор писал, отвергая крещендо, форте и фортиссимо, мы, подивившись монотонности его произведений, попросту отказали бы ему в профессионализме. Если бы живопи­ сец заливал полотно своих картин одно­ тонной краской, мы сказали бы о нарушении элементарного и обязательного в искусстве закона контрастов и полутонов. Но почему же существует по сей день оскорбительное, по суги дела, определение «негромкий голос»?! Какой у Н. Созиновой «голос»? Разный. Мы уже имели возможность убедиться, как, умело используя контрастные краски, поэ­ тесса приводит нас к оптимистическому, жизнеутверждающему выводу. Она не но­ вичок и в области формы Ее вопросы зву­ чат остро, эмоциональный напор усилива­ ется от строфы к строфе: Придите, спросите —какая тайга вековая? — не знаю... Зачем ты прикинулась злой и чужой, земля моя, чутко лю бимая мной!.. Наверно, неверно иду я? Скажи. И тропы мои — лиш ь мои миражи? Можно ли, спрашивается, «негромким голосом» раскрыть излюбленную Н. Сози­ новой космическую тему? Вслушайтесь вот в эти строки, и вы ощутите гигантские масштабы вечного кружения, переданные ритмом, своеобразным «гулом» стиха: Но будет планета, как прежде, крутиться, себя не ж алея, его не щ адя, и к солнцу с извечной орбиты стремиться сквозь гучи и встречные пули дож дя. О, путы-орбиты! Д а кто вас наметил?!. Сильное, трепетное чувство души, мяту­ щейся, беспредельно любящей рвется на­ ружу, изливается в потоке строк: Разве необъятное обнимешь? Разве непосильное поднимешь?.. Я кидалась в омут головой, и в огонь бросалась зя тобой: и гореть и плавать научилась, а душ а с душой не породнилась. Новый сборник Н. Созиновой — свиде­ тельство ее поэтического роста. Он намного многообразнее, разностороннее характери­ зует поэтессу, чем предыдущие ее книги. Но вот нет почему-то в стихах одного —улыбки. Оттого ли, что выросла героиня Н. Созино­ вой в годы военной страды и доныне дышит в ее сердце «осколок боли, влетевший кри­ ком солдатки бывшей, только что овдовев­ шей...»? А может быть, потому, что уж слишком поглощена раздумьями, сомненья­ ми, самоанализом, потому что вся внутри себя? Но нет сомнения в том, что, задав де­ сятки вопросов и ответив лишь на некото­ рые, .поэтесса не теряет главного —надеж­ ды, силы, запаса жизненной энергии перед сложностью бытия, не прячется за сакра­ ментальное «я не знаю». Нет, она смотрит на мир широко раскрытыми глазами, глубо­ ко, всем существом верит в его извечную устремленность к добру, к совершенствова­ нию. Мечтает она об одном —чтобы своим творчеством заслужить право, великое пра­ во говорить от имени народа. Л. БАЛАНДИН А. Гурулев. Росстань. Роман. (Молодая проза Сибири]. Зап.-Сиб. кн. изд., 1970. Гражданская война для Альберта Гуру- лева —история. Ему чуть за тридцать, и он, естественно, не мог быть свидетелем тех да­ леких событий. Понимая это, автор исполь­ зует воспоминания отца, его многочисленные рассказы о забайкальской деревне в граж­ данскую войну. Отец молодого писателя — Семен Яковлевич Гурулев —невидимый со­ ветчик и консультант «Росстани». Так на страницы книги приходит неподкупная под­ линность. Широкоохватный эпический за­ мысел сочетается с подробным изображе­ нием бытовых сторон уклада жизни забай­ кальцев. Автор сосредоточил свое внимание не столько на психологии и судьбах отдель­ ных характеров, сколько на живописании быта народной жизни в целом. Хотя, надо отдать должное, такие персонажи, как Се- верьян, Федор, Устя, Степан, нарисованы емкими мазками, психологически досто­ верно. Глубоко лирично выписана линия любви Северьки и Усти. Девушка, которая на первых страницах предстает этакой атаман­ шей, оказывается, обладает мягким и неж­ ным характером. Сначала А. Гурулев ри­ сует ее так: «Устя побежала около саней, огляну­ лась, махнула стоящим на заснеженной улице мужикам, прыгнула в сани, взмах­ нула бичом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2