Сибирские огни № 05 - 1971

ствителыю был здесь. Он приехал к пре­ старелому вождю социал-демократов-мень- шевиков с предложением возглавить прави­ тельство, как только армия Краснова возь­ мет столицу. По свидетельству вдовы Геор­ гия Валентиновича, Плеханов ответил на это предложение так. «Я сорок лет отдал пролетариату и не буду его расстреливать даже тогда, когда он идет по ложному пути». Острым зрением художника умело выхвачены из калейдоскопа тогдашней жизни многие персонажи романа. Обилие информационно-исторического материала в соединении с простотой и спо­ койным течением рассказа рабочего чело­ века о событиях, в которых он сам участ­ вовал, свидетельствует либо о кропотливой исследовательской работе историка, кото­ рую должен был провести автор, либо о собственных его впечатлениях как первона­ чальном источнике повествования, т. е. об известной автобиографичности романа. В данном случае соединились оба фактора. Н. Анов, один из старейших советских пи­ сателей,—потомственный питерский проле­ тарий, сотрудник большевистской газеты «Правда» с января 1914 года, призванный в действующую армию в первую мировую войну и вернувшийся в Питер в 1917 году, несомненно, вложил в образ Михаила Па­ хомова многие автобиографические черты. «Выборгская сторона» — продолжение авто­ биографического произведения писателя «Юность моя» (1964). Там мы впервые встречаемся с Михаилом Пахомовым и Гру­ ней Касаткиной. Однако, основываясь лишь на личных воспоминаниях, писатель не мог создать широкое художественно-историче­ ское полотно, каким является роман «Вы­ боргская сторона». Многолетняя работа над документами, трудами историков, ме­ муарами позволила художнику выписать тот широкий фон, на который так удачно легли воспоминания его юности, его собст­ венный жизненный опыт. Роман Н Анова не лишен недостатков: некоторые образы хотелось бы видеть бо­ лее объемными, «прописанными», в ряде сцен и эпизодов автору недостает обобще­ ний в художественном осмыслении истори­ ческих событий. Однако недостатки рома­ на не лишают его права на пристальное внимание читателя, как и на ту высокую награду, которую он получил. ПК Компар­ тии Казахстана и Совет Министров Казах­ ской ССР присудили Н. И. Анову за ро­ ман «Выборгская сторона» и за книгу «Ка­ ширская легенда» Государственную премию в области литературы 1970 года — премию имени Абая. С. ЩЕГЛОВ Н. Созинова. Старое русло. Стихи. Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1970. Лирическая героиня Н. Созиновой — в постоянных мучительных раздумиях. О ми­ ре и мироздании, о смысле бытия, о соб­ ственной роли в деяниях народа размыш­ ляет она. А тебе случается, скаж и мне, переж ить минуты слепоты, робости и боли ощутимой перед ярким светом красоты? Героиню Созиновой вечность угнетает своей недоступностью, красота —недося­ гаемостью, и возникают тогда «у бездны на краю» ощущения хрупкости и собственной беспомощности. Тоской, когда сознаешь, что призыв бес­ полезен, звучат слова, обращенные к «шальным ветрам»: отступитесь, уймитесь! Ведь вы заставляете гнуться, кланяться молоденькие неокрепшие березки. «Не с любой,— а с какой-то станется, изогнется, да так и останется...» И, наконец, сомнения, метания достига­ ют своего апогея: «Я не умею, но стараюсь жить...»; «Людей люблю я горько и без­ вольно». «За неуменье яростное жить», «за ро­ бость, подавляющую силы», готова она проклясть себя, бичевать, всенародно вы­ ставлять напоказ собственное безволие. Но в противовес настроениям уныния и горьким сетованиям спокойной и сильной антитезой проходит в стихах иная тема — тема глубинного единения с народом, осо­ знания себя частицей великого человечьего общества. Мы — земляне, влюбленные в землю, воспеваем ее красоту — и снега, и пустыни приемлем, глубь морей и вершин высоту... будь земля холодней и бедней, мы сказали бы: «Нет ее краш е!», красоту отыскали бы в ней. Призывом человека, подавившего соб­ ственную робость и боль неудач, звучат слова поэтессы: «Человек! Ты должен быть счастливым!» А что же нужно для счастья'-' Бери от мироздания все его здоровье, всю силу, бодрость, ясность и долготерпение. Учись — У потока горного —■ кипенью, твердости — V северных камней. Учись терпению матери, ясности дочери, радуйся счастью высоты, стремись познать жизнь не только во всей ее яркой празднич­ ной пестроте, но и в ее суровости, в могу­ чей силе. Эта мысль в итоге рождает не беззаботность, а тревогу: «Научиться я не опоздала, но когда успею научить?» Только в делах на благо Родины, в свершениях, а не в одних лишь помыслах и порывах, истинное предназначение чело­ века, Человека труда и долга. Таков не­ преложный вывод, к которому через бури сомнений и мучения поисков приводит чи­ тателя поэтесса. Новый сборник Н. Созиновой озаглав­ лен, на мой взгляд, не очень удачно: «Ста­ рое русло». Что означают эти слова? Кто

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2