Сибирские огни № 05 - 1971
азовском осадном сидении»), появился це лый ряд описательно-бытовых и остро-сати рических «повестей». Такие повести, как об «Ульяне Осоргиной» или о «Савве Грудцы- че»,—это прежде всего колоритные картины простонародного и купеческого быта с боль шим социальным содержанием. Религиоз ная оболочка в «Ульянии» имеет чисто внешний характер: дань традиции, иконо стас в «красном углу». «Повесть об Ерше Ершовиче», «Суд Шемякин», «Повесть о горе-злосчастии» талантливо бичуют ту пли иную социальную неправду, проявляя глубокое сочувствие к судьбе простого че ловека. Тонко-узорчатая «Повесть о Твер ском Отроче монастыре» воспевает истинно рыцарскую любовь, напоминая чем-то поэ мы менестрелей, а «Повесть о Фроле Ско- бееве», не уступающая новеллам «Декаме рона», показывает во всей его ловкости ум- ницу-плута, «исповедующего» любовь как надежное средство обогащения. Если, кста ти, «Повесть о Савве Грудцыне» можно считать прототипом некоторых произведе ний Лескова, то Фрол Скобеев явно пере кликается с Алексеем Лохматовым Мельни кова-Печерского. В XVII веке жанр «житий» сменяется живым историческим человеческим портре том, имеющимся и в «Сказании Авраамия Палицына» (описание героической обороны Троицко-Сергиевского монастыря в 1608— 1610 гг.) и особенно в «Летописной книге», приписываемой кн. И. М. Катыреву-Ростов скому, где даны выразительные портреты Ивана Грозного, Дмитрия Самозванца (От репьева), Василия Шуйского. «Житие» же протопопа Аввакума явля ется как бы оборотной стороной традици онного житийного жанра: вместо молитвен ной тишины, благолепия и душевного успо коения в лампадном свете здесь бушует бунтарство, разлив социальных страстей, фанатическое неистовство в борьбе за свои верования,— и все это облечено в такое полнокровно образное, индивидуально не повторимое слово, которое знаменует боль шой литературный дар. Мастерство пейзажа нашло свое выра жение в исключительно интересном «Ска зании о роскошном житии и веселии». Из вечная народная мечта о молочных реках и кисельных берегах воплотилась здесь в «благоуханные сады и дубравы», «доброплод ные земли» и «сладководные реки», в сири нов и строфокамилов, в сказочные яства и драгоценные камни, в утехи и «прохлады» беспечального житья-бытья. Соединение ли рики и иронии придает «Сказанию» роман тическую прелесть. Поэтизация чисто делового документа, как это было в случае с «Поучением Вла димира Мономаха» (XII век), дала знать о себе и в «Уряднике Сокольничьего пути», написанном, видимо, при непосредственном участии Алексея Михайловича, страстного любителя соколиной охоты. XVII век, наконец, был началом русской поэзии (Симеон Полоцкий, Сильвестр Мед ведев, Карион Истомин), но образцы вир шей того времени в «Изборник» не вошли, поскольку он целиком отведен прозе. «Изборник» и в своем теперешнем виде следует почесть изданием-сокровищем, во всей силе и красоте показывающим древние и высокие истоки нашей национальной ли тературы. Вступительная статья Д. С. Лихачева, написанная с присущей ему глубиной и остротой анализа, с большим словесным изяществом, дает отчетливое и ясное пред ставление о первых семистах годах нашего литературного развития.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2