Сибирские огни № 05 - 1971
искры душевной лирики; тот же лиризм чувствуется и в «Поучении Владимира Мо номах», написанного с чисто деловой целью; в «Слове Даниила-заточника», зве нящем, как гусли, то и дело пробивается разудало-скоморошный тон; примечатель но непреходящей мудростью «Древнерус ское собрание афоризмов», многие из кото рых живут и «действуют» и по сей день; сказавшийся в некоторых произведениях отблеск религии, как отблеск своей эпохи, не заслоняет их реалистического ядра: «Жизнь Феодосия» и талантливейший «Киево-Печерский патерик» показывают не только духовные подвиги монастырских от шельников. но прежде всего земной быт. «Киево-Печерский патерик» надо считать, кроме всего, блестящим началом русской новеллистики,— недаром Пушкин говорил, что его отличает «прелесть простоты и вы мысла» (в письме к П. А. Плетневу от 14. IV. 1831 года). Все эти черты и особенности древнерус ской литературы с большой силой и ярко стью воплотились в «Слове о полку Игореве». Небольшое по размеру «Слово» содержит целую галерею живых людей, а его цент ральный женский обоаз, Ярославна, один из самых поэтических, трогательных и нежных образов во всей нашей литературе. Он мер цает из тумана веков как неугасимый золо той светильник и живет в сознании читате ля рядом с образами Татьяны Пушкина, Наташи Толстого, Настасьи Филипповны Достоевского, Лизы Тургенева, Молодой Бунина Аксиньи Шолохова, Виринеи Сей- фуллиной. «Слово о полку Игореве» имело свое непосредственное продолжение — поэму «За- доищина», созданную в конце XIV века рязанским иереем Софонием (кроме этой «визитной карточки», мы о нем, к сожале нию, ничего не знаем). «Задонщина», родив шаяся по свежим, неостывшим впечатлени ям куликовской битвы — первой победы Руси над монгольскими завоевателями, яв ляется не столько описанием, картиной этой битвы, сколько отголоском патриотических народных чувств, вызванных победой Дмит рия Донского. Литературно, стилистически «Задонщина» целиком зависит от «Слова о полку Игореве», светясь, таким образом, как бы отраженным светом, что, разумеется, не лишает ее большого значения как литера турного памятника. Татаро-монгольское нашествие, духовно не покорившее Русь, все же замедлило и за тормозило общее культурное (и, в частно сти, литературное) развитие страны. Но уже в конце XIV —начале XV века на Руси жил и работал писатель (а, возможно, и живописец) Епифаний Премудрый, которым по справедливости должна гордиться рус ская литература Автор «Житий» Стефана Пермского и Сергея Родонежского Епифаний Премуд рый обладал не только большой ученостью, но и великолепным стилем: «плетение сло вес» в его «Житиях», напоминающих причудливо-изящный орнамент, достигло неподражаемого совершенства. В «Избор нике» нет,—и опять-таки к большому со жалению,—отрывков из этих «Житий», но зато помещено письмо Епифания к Кириллу Тверскому, содержащее ценные данные о Феофане Греке и являющееся примером тогдашнего искусствоведения. В XV—XVI вв. вообще довольно широ- ко культивировался жанр «житий» и сказа ний («Сказание о Данииле-воеводе», «Ска зание о князьях владимирских», «Сказание о псковском взятии» и проч.), как культи вировались сказочно-фантастические новел лы, вроде «Путешествия Иоанна Новгород ского на бесе», и сюжетные повести, из ко торых особенно интересна «Повесть о Пет ре и Февронии Муромских». Сказочно-ле гендарные, фольклорные и религиозные мо тивы этой повести полностью подчинены ее бытовой и нравственной основе —прослав лению семейного очага и простой крестьян ской девушки как образа веры и верности. Исследователи сравнивают эту повесть с по вестью о Тристане и Изольде, что является свидетельством наличия в древнерусской литературе т. н. бродячих сюжетов (о том же говорят «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге», «Повесть о Бове-королевиче» и другие). XV—XVI векам принадлежит и широкое развитие художественной политической ли тературы («Повесть о новгородском белом клобуке»), и боевой публицистики, с наи большей остротой выразившейся в «Посла ниях Ивана Грозного» кн. Курбскому. Жаль, что в «Изборнике» не использовано «Послание» Грозного в Кирилло-Белозер- ский монастырь, интересное и само по се б е— как выступление Грозного против превращения монастырей в своеобразный боярский бастион, и по своему литературно му языку. XVI век обогатил русскую литературу замечательной эпопеей «Казанская исто рия», широко использованной впоследствии М. В. Ломоносовым в своих поэтических и исторических трудах. «Казанская история», повествующая о трехсотлетием существовании казанского ханства и о взятии Казани русскими войска ми (в 1552 г.), вобрала в себя самые раз нородные жанровые элементы —стиль воин ских повестей, вставные новеллы, лириче ские «заставки», похвальную риторическую торжественность, достоверность летописи: причем все эти элементы сочетались в не расторжимом единстве и цельности. «Казан ская история» пользовалась огромным успе хом у современников,—до нас дошло около 200 ее списков. XVII век, «век перелома», еще шире, глубже и свободнее развил основные тра диции и жанры литературы и, прежде всего, традиции реализма. В этом веке, наряду с военно-политическими «повестями», связан ными как с эпохой «смуты» («Плач о пле нении и о конечном разорении» и др.), так и более поздним временем («Повесть об
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2