Сибирские огни № 05 - 1971
нового человека, формирование его характе ра; история должна быть не фоном, а сутью произведения. Анализируя сборники рассказов Л. Гумилевского «Исторические дни» и «Может быть» (Саратов, 1922), Итин призывает именно к этому; «Лев Гумилев ский ни холоден, ни горяч. Он литератор, но не поэт. Он пишет о войне, о революции. Пишет хорошо, «литературно», но ни вой ны, ни революции нет в его рассказах. Вой на и революция для него только фон и средство для развязки. Его типы —обычные типы русской дореволюционной литера туры» («Сибирские огни», 1922, № 3, с. 159—160). Для рецензий Итина весьма характерна пропагандистская «нотка» —он не просто констатирует достоинства и недостатки книги, он «прорывается» непосредственно к душе читателя, горячо убеждая его. Так, краткую рецензию на роман Рене Марана «Батуала» Итин завершает категорическим призывом: «Роман должны прочитать все» («СО», 1922, № 5, с. 222). Немаловажным достоинством Итина бы ло его умение отсеивать трескучие фразы, которыми изобиловали многочисленные де кларации многочисленных литературных групп и группочек. Итин не поддавался на «сверхреволюционные» заявления, он преж де всего требовал дела, а не слов. Анали зируя произведения, помещенные в первом номере журнала «Октябрь» за 1924 год, Итин делает такой вывод; «В армии этой литературной группы больше крика, чем по эзии. Больше барабанщиков, чем стрелков. Больше «хлесткой критики», чем «серьезной работы над собой»: Барабаны . Тише бейте, Громки будут Лиш ь дела. Вообще на посту надо стоять не с бара баном, а с винтовкой. Поменьше программы —побольше твор чества. Поменьше кружков —побольше пи сателей» («СО», 1924, № 2, с. 181-—-184). В своих рецензиях Итин экспрессивен, он очень далек от академизма стиля и со держания, возникающего при объективист ской констатации плюсов и минусов анали зируемого произведения. Особенно это про является в случаях, когда книга, ставшая предметом критического разбора, не просто неудачна, по причине неумелости или оши бок автора, а выдает его претенциозность, литературное кокетство, самомнение и само довольство, когда каждой своей строкой ав тор доказывает свою непричастность к по эзии, к литературе вообще. В подобных слу чаях можно лишь посочувствовать автору такой книги — Итин буквально разит его стрелами блистательной иронии, попутно по казывая читателям, что «стихи» и «по эзия» —понятия не всегда совместимые. Все приведенные здесь примеры умыш ленно взяты из рецензий 1922—1924 годов. Этот выбор сделан с целью —показать, что с первых своих шагов в области критики, с первых дней своей работы в редакции «Сибирских огней» Итин был на высоте по ложения, что он стоял на передовых пози циях в оценке литературных явлений. И в дальнейшем Итин регулярно публи ковал свои рецензии. В статьях он касался ряда насущных сторон литературного процесса тех дней. Сегодня нельзя говорить о литературном прошлом Сибири 20—30 годов, не обраща ясь к итинскому наследию в области кри тики. Итин оставил характеристики многих по этов, своих современников. Ему присуще редкое качество —умение проникнуть в са мую сердцевину творческого метода поэтов различных школ и направлений, увидеть определяющие черты каждого. Еще в 1923 году, рецензируя сборник Петра Драверта «Сибирь. Избранные сти хи» (Новониколаевск, 1923), Итин писал: «П. Драверт —не только поэт. Он прежде всего ученый, профессор минералогии, ис следователь Сибири. И поэтому, может быть, он —поэт. Ибо есть увлекательная поэзия исследований, мыслей, приходящих в рабочих лабораториях, экспедиций...» («СО», 1923, № 1—2, с. 246—247). Надо сказать, что в принципе эта оценка твор чества П. Драверта остается верной и се годня. Итин избегает полутонов, обтекаемых,. «нейтральных» оценок. В этом —причина,' по которой Итин иной раз преувеличивает заслуги или ошибки. Так проявляется че ловеческая цельность Итина, его обществен ный и поэтический темперамент. И переписка Итина с Горьким, ныне опу бликованная, и его статьи —воспоминания о встречах с Алексеем Максимовичем стали документами, без которых невозможно изучение литературного процесса в Сибири. В письмах к Горькому, в докладе «Десять лет «Сибирских огней» (1932 г.), в выступ лении на Всесоюзном совещании по худо жественному очерку (см. сб. В. Итина «Пе рестройка. Статьи о литературе», Ново сибирск, 1935 г.) перед нами встает чело век, умеющий широко и масштабно мыс лить, живущий литературой и ратующий за крепкую связь литературы с жизнью. Много сил приложил Итин к разоблаче нию группы «Настоящее», позиция которой, при самых благих устремлениях отдельных «настоященцев», была объективно враж дебной интересам советской литературы. Как известно, решением ЦК ВКП(б) от 25.ХП.1929 г. группа «Настоящее» была ра спущена, а ее руководитель А. Курс был отстранен от редактирования журнала «На стоящее» и газеты «Советская Сибирь». В длительной и сложной борьбе против группы «Настоящее» Итин проявил необхо димую стойкость и принципиальность. Именно Итину адресовал Горький свое письмо 5.1.1933 г. из Сорренто: «Очень рад узнать, что «Сибирские огни» снова разго раются, искренне желаю им разгореться ярко, уверен, что это так и будет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2