Сибирские огни № 05 - 1971
статьей «Японская политика в Сибири» («Сибирские огни», № 3, с. 146—155). Вы бор темы неслучаен — статья появилась во время оккупации советского Дальнего Во стока японскими войсками. Поражает осведомленность и широта аргументации автора. Если не знать, какие многообразные обязанности выполнял в эти годы Итин, можно подумать, что статью на писал специалист —дипломат, историк, по литик. Он свободно оперирует огромным количеством материалов — статьями из раз личных зарубежных газет, главным образом английских и японских, дипломатическими документами и т. п., анализируя современ ное положение Японии, состояние ее эконо мики, взгляды различных японских кругов на международные проблемы, на взаимоот ношения с Советской Республикой. Итину свойственна острота взгляда, ши рота обобщений. За каждым его словом — умение увидеть тайные пружины событий, желание показать истинное лицо иных на ших зарубежных «доброхотов». Поэт, прозаик, драматург, очеркист, пуб лицист, Итин был еще литературным крити ком, роль которого в утверждении и разви тии в Сибири критического жанра неоспо рима. Литературной критикой Итин занимался на протяжении всего своего творческого пу ти. Он был автором и маленьких рецензий, и больших обобщающих статей, в которых подводил итоги сделанному, намечал оче редные задачи. Удивительна многогранность итинских интересов. Кажется фантастическим, но факт: Итин рецензирует учебник англий ского языка (как известно, писатель в со вершенстве владел английским), научный труд по математике (А. П. Малышев, «При кладная механика», выпуск 1, «Структура и синтез механизма», Сибгосиздат, 1923 —см. «СО», 1923, № 4, с. 201), книгу «Государст венные колейные дороги Сибири» (Новони- колаевск, Сибкрайместранс, 1925). И ни од на рецензия не отдает дилетантством —ав тор обстоятелен, он входит в детали и про являет завидное знание предмета. Но, конечно, в центре внимания Итина- критика находятся книги поэтов и прозаи ков. Редкий номер журнала «Сибирские ог ни», особенно в 20-е годы, обходился без рецензий Итина; зачастую в одном номере публиковалось несколько откликов писате ля на произведения, вышедшие в Сибири, на Урале, в Поволжье, на Дальнем Восто ке. Как много сил и времени Итин отдавал критике, можно судить даже с точки зрения «статистической»: его рецензии и статьи по явились в полусотне номеров журнала. Естественно, что в ряде откликов Ити на на те или иные произведения были ошиб ки, которые иначе, чем данью своему време ни, не назовешь^. Но не они определяли об щий уровень сделанного Итиным-критиком, умевшим сочетать требовательность и до брожелательность. Обладая тонким и вер ным художественным чутьем, В. Итин всег да оценивал произведение с главной пози ции; насколько оно отвечает правде жизни, верно ли передает дух времени, что несет читателю. Итин остро ощущал современ ность. Свойственное ему чувство времени определяло его отношение к явлениям ли тературы. Так, рецензируя сборник стихов А. Пио тровского «Алые сумерки» (Барнаул, 1922), Итин писал: «Автор решительно проигрыва ет, в особенности, когда невольно вспоми наешь год издания — 1922. Когда-нибудь эта цифра, вместе с рядом смежных ей, станет огромным символом величайших социальных потрясений, вели чайшей революции духа, невероятных исхо дов, нечеловеческих подвигов; но в кни жечке Пиотровского читатель не найдет, ко нечно, даже легкого намека на алое дыха ние великих бурь революции». В рецензии Итина нельзя не заметить свойственной ему публицистичности, не преклонной убежденности в значении рево люции, как величайшего рубежа в истории человечества. Но, упрекая Пиотровского в непонимании своего времени, его определя ющих тенденций, критик уточняет свою по зицию: «Я отнюдь не хочу проповедывать, что поэтическое отражение Революции яв ляется необходимым видом на жительство в современной литературе. В п о эзи и Пиот р о в с к о го в о о б щ е нет н и ч его с о з в у ч н о го с эп о х о й (курсив мой.— Ю , М .). Как будто мы не перекликаемся через океаны с по мощью молниеносных волн, как будто не летаем лучше птиц, не томимся жаждой творчества и разрушения! И если вы най дете в книжечке раза два «паровоз» и «па роход», то для них у автора нет другого об раза, кроме того, что паровоз «пыхтит» («Сибирские огни», 1922, № 2, с. 171—172). Итин нигде не употребляет слово «со временность» —ко все. сказанное им о книж ке Пиотровского, отлично выражает мысль о необходимости создавать с о в р ем ен н ую поэзию — современную не по внешним ат рибутам, не в зависимости от темы стихов, а от их сути. В то же время Итин показывает сла бость стихов, написанных одним «суриком»: жизнь многообразна и многокрасочна, од ной, даже самой красной краской писать ее нельзя. «Нельзя,—утверждает Итин в рецензии на сборник стихов Павла Антончика «Гуд ки» (Омск, 1924),— мазать суриком солнце, небо, весны, маяки, дни, песни — все на свете. Сурик останется суриком, а револю ция революцией, и чтобы отразить ее в поэ зии, надо много, очень много различных красок» («Сибирские огни», 1924, № 4, с. 190). Итин яростно отстаивает мысль о том, что каждый писатель обязан не просто прав доподобно «отражать» действительность,, а пропускать картины жизни через свое сердце. Он не хочет и не может примирить ся с литературой описат ельной; книги, по его убеждению, должны показать образ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2