Сибирские огни № 05 - 1971

статьей «Японская политика в Сибири» («Сибирские огни», № 3, с. 146—155). Вы­ бор темы неслучаен — статья появилась во время оккупации советского Дальнего Во­ стока японскими войсками. Поражает осведомленность и широта аргументации автора. Если не знать, какие многообразные обязанности выполнял в эти годы Итин, можно подумать, что статью на­ писал специалист —дипломат, историк, по­ литик. Он свободно оперирует огромным количеством материалов — статьями из раз­ личных зарубежных газет, главным образом английских и японских, дипломатическими документами и т. п., анализируя современ­ ное положение Японии, состояние ее эконо­ мики, взгляды различных японских кругов на международные проблемы, на взаимоот­ ношения с Советской Республикой. Итину свойственна острота взгляда, ши­ рота обобщений. За каждым его словом — умение увидеть тайные пружины событий, желание показать истинное лицо иных на­ ших зарубежных «доброхотов». Поэт, прозаик, драматург, очеркист, пуб­ лицист, Итин был еще литературным крити­ ком, роль которого в утверждении и разви­ тии в Сибири критического жанра неоспо­ рима. Литературной критикой Итин занимался на протяжении всего своего творческого пу­ ти. Он был автором и маленьких рецензий, и больших обобщающих статей, в которых подводил итоги сделанному, намечал оче­ редные задачи. Удивительна многогранность итинских интересов. Кажется фантастическим, но факт: Итин рецензирует учебник англий­ ского языка (как известно, писатель в со­ вершенстве владел английским), научный труд по математике (А. П. Малышев, «При­ кладная механика», выпуск 1, «Структура и синтез механизма», Сибгосиздат, 1923 —см. «СО», 1923, № 4, с. 201), книгу «Государст­ венные колейные дороги Сибири» (Новони- колаевск, Сибкрайместранс, 1925). И ни од­ на рецензия не отдает дилетантством —ав­ тор обстоятелен, он входит в детали и про­ являет завидное знание предмета. Но, конечно, в центре внимания Итина- критика находятся книги поэтов и прозаи­ ков. Редкий номер журнала «Сибирские ог­ ни», особенно в 20-е годы, обходился без рецензий Итина; зачастую в одном номере публиковалось несколько откликов писате­ ля на произведения, вышедшие в Сибири, на Урале, в Поволжье, на Дальнем Восто­ ке. Как много сил и времени Итин отдавал критике, можно судить даже с точки зрения «статистической»: его рецензии и статьи по­ явились в полусотне номеров журнала. Естественно, что в ряде откликов Ити­ на на те или иные произведения были ошиб­ ки, которые иначе, чем данью своему време­ ни, не назовешь^. Но не они определяли об­ щий уровень сделанного Итиным-критиком, умевшим сочетать требовательность и до­ брожелательность. Обладая тонким и вер­ ным художественным чутьем, В. Итин всег­ да оценивал произведение с главной пози­ ции; насколько оно отвечает правде жизни, верно ли передает дух времени, что несет читателю. Итин остро ощущал современ­ ность. Свойственное ему чувство времени определяло его отношение к явлениям ли­ тературы. Так, рецензируя сборник стихов А. Пио­ тровского «Алые сумерки» (Барнаул, 1922), Итин писал: «Автор решительно проигрыва­ ет, в особенности, когда невольно вспоми­ наешь год издания — 1922. Когда-нибудь эта цифра, вместе с рядом смежных ей, станет огромным символом величайших социальных потрясений, вели­ чайшей революции духа, невероятных исхо­ дов, нечеловеческих подвигов; но в кни­ жечке Пиотровского читатель не найдет, ко­ нечно, даже легкого намека на алое дыха­ ние великих бурь революции». В рецензии Итина нельзя не заметить свойственной ему публицистичности, не­ преклонной убежденности в значении рево­ люции, как величайшего рубежа в истории человечества. Но, упрекая Пиотровского в непонимании своего времени, его определя­ ющих тенденций, критик уточняет свою по­ зицию: «Я отнюдь не хочу проповедывать, что поэтическое отражение Революции яв­ ляется необходимым видом на жительство в современной литературе. В п о эзи и Пиот­ р о в с к о го в о о б щ е нет н и ч его с о з в у ч н о го с эп о х о й (курсив мой.— Ю , М .). Как будто мы не перекликаемся через океаны с по­ мощью молниеносных волн, как будто не летаем лучше птиц, не томимся жаждой творчества и разрушения! И если вы най­ дете в книжечке раза два «паровоз» и «па­ роход», то для них у автора нет другого об­ раза, кроме того, что паровоз «пыхтит» («Сибирские огни», 1922, № 2, с. 171—172). Итин нигде не употребляет слово «со­ временность» —ко все. сказанное им о книж­ ке Пиотровского, отлично выражает мысль о необходимости создавать с о в р ем ен н ую поэзию — современную не по внешним ат­ рибутам, не в зависимости от темы стихов, а от их сути. В то же время Итин показывает сла­ бость стихов, написанных одним «суриком»: жизнь многообразна и многокрасочна, од­ ной, даже самой красной краской писать ее нельзя. «Нельзя,—утверждает Итин в рецензии на сборник стихов Павла Антончика «Гуд­ ки» (Омск, 1924),— мазать суриком солнце, небо, весны, маяки, дни, песни — все на свете. Сурик останется суриком, а револю­ ция революцией, и чтобы отразить ее в поэ­ зии, надо много, очень много различных красок» («Сибирские огни», 1924, № 4, с. 190). Итин яростно отстаивает мысль о том, что каждый писатель обязан не просто прав­ доподобно «отражать» действительность,, а пропускать картины жизни через свое сердце. Он не хочет и не может примирить­ ся с литературой описат ельной; книги, по его убеждению, должны показать образ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2