Сибирские огни № 05 - 1971
увереннее утверждает себя, как великую си лу, способную преобразить жизнь. А. М. Горький познакомился с «Каан- Кэрэдэ» по книге «Высокий путь», прислан ной Итиным в Сорренто. В сопроводитель ной записке Итин писал: «Нечего говорить о радости, какую бы мне доставил Ваш от клик (я, конечно, думаю о записке в не1 сколько слов) об этой книге. Здесь ведь с критикой неблагополучно!..» («ЛНС», т. 1, с. 35). В декабре 1927 г. Горький писал йтину: «Каан-Кэрэдэ» —очерк, который Вам не удалось сделать рассказом... У Вас слишком чувствуется напряжение писать «красиво». «Содержание» от этого проигрывает. К ве щам и людям Вы подходите «описательно»,' а не «изобразительно», а еще никогда рань ше вещи и люди не требовали с такой на стойчивостью и с таким правом именно «изобразительности». Ведь вещи изменяют ся сообразно с изменением человека к ним. Картина «камлания» не ярка, фигура ша мана —тоже. А—подумайте,— какая это прекрасная тема: столкновение дикаря-кол- дуна с чудом техники, с фактом победы ра зума». («ЛНС», с. 36). Горьковский упрек Итину в «очеркизме», вероятно, следует понимать условно. Види мо, Горький, признанный мастер и убеж денный сторонник реалистического письма, имел в виду как неглубокую разработку ха рактеров в «Каан-Кэрэдэ», так и то, что события повести в большей степени зави сят от внешних, подчас случайных, обстоя тельств, чем определяются характерами пер сонажей. Представляется, что именно в этом видел Горький грех «описательно- сти»—«штриховая» манера изображения, свойственная Итину, предполагала такую «описательность», в противовес «изобрази тельности», неразрывно слитой, прежде все го, с глубоким проникновением в духовную жизнь героев. Эти письма положили начало переписке Горького с Итиным, длившейся почти до самой смерти великого писателя. Получив письмо с замечаниями Горького о «Каан- Кэрэдэ», Итин ответил: «Очень ценю Ваш отклик... Ваш настоя щий окрик мастера пришел как раз вовре мя. Хуже всего останавливаться. Я согла сен с Вами. Писать надо просто. Может быть, я приближусь к этому в следующей книге «Чистый ветер» —о полярных моря ках. И поэтому же я нарочно откладываю давно «задуманный» роман «Конец стра ха». («ЛНС», с. 36). В письме к А. М. Горькому от 27 ноября ¡927 г. Итин сделал пост-скриптум: «В Но восибирске я пробуду до 15/11—28. Я рабо таю в комитете Северного Морского Пути и ранней весной ухожу в полярное плава ние» («ЛНС», т. I, с. 35). Это не было кратковременным увлечени ем Итина —еще в 1926 году В. Итин был участником гидрографической экспедиции в Карском море, совершил путешествие по Енисею —до впадения его в океан. Летом 1929 г. Итин на борту ледокола «Красин» дошел Северным морским путем до Ленинграда. До этого похода никому не удавалось совершить путешествие Ново сибирск —Ленинград по воде. Об уникаль ном путешествии писатель поведал в очер ках «Выход к морю». Очерки «Восточный вариант» (первые из них были опубликованы в «Сибирских ог нях» в 1933 г.) Итин создал на материале своего путешествия на Дальний Восток, а затем по морям, омывающим Курилы, Кам чатку и Чукотку —Охотскому, Берингову, Чукотскому, вплоть до устья Колымы. Что привлекало Итина к Северу? В те годы освоение Северного морского пути стало одной из важнейших народнохо зяйственных задач. Писатель много сделал, чтобы популяризировать это новаторское ре шение проблемы, очень велики его заслуги в защите идеи Севморпути, которая оспа ривалась сторонниками «Великого Северно го пути». Так назвали свой проект сторон ники идеи прокладки железнодорожного по лотна вдоль северного побережья .нашей страны. Но есть еще один ответ на вопрос о том, что привлекло Итина к морской, арктиче ской теме. Ответ состоит из одного слова: «Романтика». Увлечение Итина арктической темой зна меновало новый этап в литературной эво люции писателя: не изменяя своей привя занности к романтическому, он увидел это романтическое в повседневном труде поляр ных моряков, в возможности поставить на службу стране фантастические богатства Сибири, в поисках наиболее рациональных решений ряда хозяйственных проблем: на пример, без выхода таких грузов, как лес. на международные транспортные артерии не могло быть и речи о полном использова нии природных ресурсов северных и восточ ных районов нашей страны. После первого же знакомства с Севером Итин публикует один за другим свои очер ки. Даже повесть «Белый кит» (некоторые- ее главы были опубликованы в «Сибирских огнях» в 1928 г., отдельной книгой она вы шла в 1933 г.) носит явно «очерковый» ха рактер, не говоря уже о киносценарии «Ве ликий Северный путь» («Сибирские огни», 1928, № 4). Деловитостью, аргументированностью, глубоким, всесторонним изучением материа ла отличаются многочисленные очерки Ити на —над «северной» темой писатель рабо тал очень интенсивно. В письме к М. Горькому от 13/\Ч—31 г. Итин сообщал: «Накопилось много замыслов, много ма териала. Если бы Вы знали, Алексей Мак симович, как иногда хочется получить воз можность спокойно поработать хоть полго да!» («ЛНС», т. 1, с. 41—42). Если учесть, что в эти годы В. Итин участвовал в нескольких экспедициях (при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2