Сибирские огни № 05 - 1971

ведением советского писателя в жанре фан­ тастики. Как известно, прославленная «Аэли­ та» Алексея Толстого была опубликована в июне 1922 года. Я далек от мысли сопоставлять роман одного из крупнейших реалистов XX века с повестью начинающего автора —но важно подчеркнуть, что оба произведения были вызваны к жизни событиями одной эпохи, оба они пронизаны ощущением планетар- ности революции, произошедшей в России, уверенностью в грандиозности перемен, ко­ торые революция несет человечеству. Свою повесть Вивиан Итин готовил к печати в годы, необычайно трудные для страны и особенно для Сибири. Совсем не­ давно были разгромлены полчища Колчака; непредставимые просторы, с редкими дерев­ нями и еще более редкими городами, разо­ ренными войной, разруха в промышленности и в сельском хозяйстве, болезни, огромность задач, вставших на повестку дня, и не­ значительность сил, имеющихся для их ре­ шения, кулацкие мятежи,—а тут молодой писатель, работник трибунала, выступает с повестью, в которой предсказано лучезар­ ное будущее, воздушные корабли, межпла­ нетные полеты, море энергии, сверкающие драгоценными минералами города, дворцы из топаза. Некто П. К. в рецензии на канское изда­ ние «Страны Гонгури» («Сибирские огни», 1922, № 1) писал: «...мы приветствуем эту маленькую книгу, как произведение, где бы­ тие и его загадки, освещенные поэтической индивидуальностью автора, автора-комму- ниста, встают во всем своем непреходящем значении, настойчиво призывая человечество к разрешению их». Это —едва ли не единст­ венный положительный (хотя и не без ого­ ворок) отзыв на «Страну Гонгури». Рецен­ зия завершается фразой: «Цена книги по- современному недорога —20 000 рублей». Не будет натяжкой сказать, что несо­ измеримость цен—тогдашних и сегодняш­ них— под стать несоизмеримости вымысла писателя и действительности тех лет. Этот контраст позволяет представить размах ро­ мантического воображения писателя, сме­ лость его дерзких мечтаний. Хотя «Открытие Риэля» В. Итин опреде­ лял как «рассказ, направленный против войны», все же антивоенная тема произве­ дения отходила на второй план, уступая авансцену картинам будущего. К антивоенной геме — на новом этапе своего творческого пути —обратился Итин, опубликовав и 1923 году повесть «Урамбо» («Сибирские огни», № 5—6). Эта тема возникла в творчестве Итина не случайно. С самого начала 1923 года с особой силой сказались попытки империа­ листических держав сорвать мирное строи­ тельство в советской стране, организовать против нее новую военную интервенцию. Восстановим основные события этого года. Поводом для откровенно враждебных действий послужил смертный приговор со­ ветского суда по делу двух шпионов и ди­ версантов — католических священников. Правительство США призвало западноев­ ропейские государства, имеющие торговые или дипломатические .отношения с СССР, выступить в защиту осужденных. 30 марта 1923 года последовало заявление британ­ ского агента в Москве, носившее ультима­ тивный оттенок. 28 апреля английское правительство в грубой форме потребовало освободить ан­ глийский рыболовный траулер, задержан­ ный за незаконную ловлю в советских тер­ риториальных водах Северного моря. Этот эпизод с траулером также был использован правительством Англии для обострения отношений с СССР. 8 мая британский агент в Москве вручил наркому иностранных дел РСФСР меморан­ дум министра иностранных дел Великобри­ тании лорда Керзона. Меморандум широко известен под названием «ультиматум Кер­ зона». Ярый враг советского народа, Кер­ зон свой весьма пространный документ бук­ вально нашпиговал многочисленными и бес­ почвенными обвинениями против СССР. «Ультиматум Керзона» сопровождался серией антисоветских провокаций на широ­ ком фронте. В начале мая в Бухарест выехала ан­ глийская военная миссия для инспектирова­ ния румынской армии и «изучения» гра­ ницы с Советским Союзом. Начальник бри­ танского имперского генерального штаба вел в Варшаве секретные переговоры с пра­ вительством Польши. Английский средизем­ номорский флот был переброшен в Дарда­ неллы, готовилась отправка военных эскадр в Белое и Балтийское моря. 10 мая был убит в Лозанне В. В Боровский. В эти же дни английское правительство послало ка­ нонерку в Белое море, открыто уполномо­ чив ее командира «применять силу, если это будет необходимо». Эти факты показывают, насколько напря­ женной была тогда международная обста­ новка; наша страна, еще не успевшая зале­ чить раны, вынуждена была думать о воз­ можности новых военных испытаний. Очевидно, что публикация «Урамбо» в конце 1923 года была закономерной: писа­ тель чувствовал остроту угрозы, нависшей над Советским Союзом, и обратился к анти­ военной теме, чтобы разоблачить бессмыс­ ленность и жестокость империалистической войны, ее враждебность интересам людей труда. Проследить первопричины войны, сор­ вать покровы «благопристойности» с тех, кто в ней заинтересован,—вот цель Итина; он убежден, что разблачить жажду наживы, приведшую к первой мировой войне,—зна­ чит, в известной мере предупредить воз­ можность новых вооруженных провокаций капитала против Советского государства. Повесть названа «Урамбо» по имени слона, которого мистер Грэди—«англича­ нин из Ливеопуля» —должен доставить из Африки в Петербург. Симптоматично, что главное действующее лицо повести — англи­ чанин: в 1923 году именно Англия была

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2