Сибирские огни № 05 - 1971
скую оценку «мне кажется, что Вы, пожа луй, могли бы хорошо писать «фантастиче ские рассказы»? («ЛНС», с. 36). Не только предвиденье мыслителя, но и мастерство писателя покоряет в рассказе. И, пожалуй, одна из самых сильных сторон В. Итина — масшт абност ь изображения, уме ние подчеркнуть грандиозность свершающе гося —будь то создание нового города или странствия к неведомым планетам. Социальная зрелость писателя в сочета нии с его художественным мастерством ска зались и в картинах, которые Риэль видит «из будущего», оглядываясь в прошлое. В. Итину мало нарисовать грядущее; он хочет с позиций этого будущего оценить то, что происходит на Земле в переживае мое им время. Потому-то Риэль оглядыва ется из страны Гонгури на прошлые века. Перед памп, читателями, проходят впечат ляющие эпизоды —от охоты льва на анти лоп до «охоты» людоедов на человека и пиршество у костра; от статуи, «воздвигну той на пороге желтых песков: зверь с ли цом человека» до «поездов, катящихся по железным дорогам силой перегретого пара. Из красных ящиков вылезали люди и тащи ли громадные сундуки и узлы, сгибаясь под их тяжестью. «Частная собственность»,— сообразил я». Прием остранения, столь уместный здесь, еще ярче оттеняет картины сражений — Риэль увидел панораму первой мировой войны. «Я обратил внимание на толпы одинако во одетых мужчин, шагавших в ногу, воз бужденно горланивших и вооруженных длинными ружьями, оканчивавшимися но жами. То, что я увидел, совсем не согла совалось с моим представлением о войнах. Здесь не было ни подвижных армий, ни осажденных городов, ни «героев». Здесь были осажденные страны и вооруженные народы. В глубоких, длинных ямах, выры тых параллельными рядами... стояли люди и целились друг в друга... То была, скорее, не война, а коллективно задуманное само убийство...» Потрясает описание газовой атаки, после которой поле усеяно трупами; затем «мерт вых сменили живые, защищенные безобраз ными масками», в свою очередь ставшие жертвой «каких-то громадных машин», что «медленно двинулись на них». Порой В. Итин от широких, масштабных картин переходит к деталям: каждая та кая деталь новым светом освещает перспек тиву, усугубляя впечатление бессмысленно сти и жестокости происходящего. Вот донага раздетого человека —мы догадываемся, что это пленный —ведут в степь, и «солдаты лениво посматривали ему вслед. Потом один из всадников легкой рысью поехал по тропе, намеченной в сне гу босыми ногами. Когда расстояние между ними сократилось на три шага, всадник не- спеша занес над головой изогнутую ледя ную саблю. Страшный прорез вспыхнул наискось между плечом и шеей. Человек упал, но все еще был жив. Тогда всадник снял с руки длинную пику, и я видел, как голая нога три раза беспомощно поднима лась кверху, при каждом нажиме». Вот, «в чаще леса, стоял совсем старый солдат и молился. Я видел,—говорит Ри эль,—что у этого идолопоклонника не было никакой склонности к своей профессии... Двое других солдат, одетых иначе, подкра дывались к нему сзади... Один из них быст ро схватил старика за горло... и опрокинул навзничь. Мгновение они боролись. Затем другой солдат равнодушно сунул в изви вающееся тело свой нож. И они осторож но поползли дальше, озираясь, как хищни ки и... и... также крестились!» Социальная обличительная направлен ность этих картин несомненна, так же, как живописное мастерство Итина. Убийство себе подобных вопреки своей воле и совести; моление одному богу —и кровопролитная война; уничтожение людей, ставшее про фессией,— и бог, благословляющий взаим ное истребление,—все это видит Риэль на Земле. Есть еще один фрагмент, без которого изображение В. Итиным действительности было бы неполным. «Великолепная растительность покрыла побережье теплого моря. Светлый поток пе нился среди виноградников, маслиновых и миндальных рощ и садов фруктовых деревь ев. Легкие яхты проходили мимо мраморных дворцов, останавливаясь у многолюдных пристаней, с кофейнями, лавочками, вином. За чистыми столиками сидели разноцветные женщины и мужчины в твердых ошейниках, ели пирожные, фрукты, жир и сахар, по глядывая на голых самок на пляже, внизу. Здесь .же, около группы изящных легких зданий, медленно копошились такие лее го лые существа, едва способные двигаться: они были слишком толсты. Несомненно, это лечебница для ожиревших. Они лежали на солнце, вытапливая сало, и читали курьез ные бумажные газеты с десятками страниц. Один из них —белый и страшный урод — одолел, кажется, все это огромное сочине ние с начала до конца. Там, наряду с ри сунками разных яств, я видел снимок с того света—с голодных у дверей. Толстяк прочел газету, отложил в сторону и повер нулся на другой бок.. Он был спокоен... мистически спокоен!». И масштабное раскрытие исторических событий, увиденных словно бы издалека, с огромного расстояния, и детали, «крупным планом» изображающие выхваченных из об щей массы людей с их индивидуальными судьбами, образуют единое широкое полот но, на котором зафиксированы кричащие со циальные контрасты, рожденные несправед ливым общественным строем, неприемле мость этого строя, несовместимость его с подлинной, истинной человечностью. Написанный в 1917 году рассказ, а точ нее, повесть «Открытие Риэля», впервые по явившаяся в печати в 1922 году, оказалась одним из первых, если не первым произ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2